г. Шумерля Чувашской Республики

Олимпийский заказ

Подытожить результаты деятельности Головного специализированного конструкторского бюро  - ГСКБ  (сегодня это ОАО “КБ по РМ и АФ”)  в преддверии приближающегося сорокалетия этой организации – задача не из простых. Я такой целью не задаюсь да и статус мой не тот. А вот воскресить в своей конструкторской памяти хронологию выполнения  почетного олимпийского заказа, которого удостоилась в конце 70-х годов эта организация, попробую.

За время работы в ГСКБ в должности инженера-конструктора с января 1973 г. до выхода  на пенсию в 2003 г. пришлось заниматься проектированием спецавтомобилей. Это и ремонтные мастерские для нужд Министерства обороны, и спецавтомобили  широкого спектра народно-хозяйственного назначения.

Хочу особенно остановиться  на почетном для ГСКБ заказе, поступившем от оргкомитета по проведению ХХII Летних Олимпийских игр в г. Москве  в 1980 г. Для проведения  Олимпийских игр необходимо было спроектировать спецавтомобили, для перевозки спортивных лошадей и перевозки байдарок и  каноэ.

Начальник отдела Е.И. Иванов поручил мне заняться разработкой технического задания на «лошадник» - это сокращённое  название спецавтомобиля укоренилось впоследствии для внутриотделовского, а затем и ГСКБвского «потребления».

Ведущим инженером-конструктором по этой теме стал Р.Ш. Алеев. Сначала необходимо было определиться с габаритными размерами кузова фургона, которые напрямую зависели от размеров лошадей. В выборе шасси, отвечающего всем необходимым требованиям, мы были ограничены номенклатурой выпускаемых нашими отечественными автомобильными  заводами.

На Ядринском конезаводе № 6 мне удалось заполучить на временное пользование редкий фолиант выпуска начала 20-го века под названием «Коневодство в России», откуда было почерпнуто много полезного материала. Некоторые данные стали отправными для определения габаритных размеров спецавтомобиля.

В это же время была организована группа дизайна, возглавил которую инженер-конструктор Е.И. Григорьев. В части определения формы кузова у него были смелые, с точки зрения современного на тот период дизайна, предложения, которые, правда, не всегда находили поддержку у технологов в силу трудоемкости и технологической нерациональности. С технологами было сложно «договориться».

На этапе разработки технического проекта подключились к работе очень толковый  и грамотный конструктор Б.И. Натурин, а затем и С.И. Китаев. Была предусмотрена возможность перевозки 200 л питьевой воды, фуража и прессованного сена для кормления лошадей.

На защите технического проекта в Минавтопроме СССР от ГСКБ присутствовали главный конструктор проекта В.М. Микулинский, ведущий инженер-конструктор А.В. Соколов, сменивший Р.Ш. Алеева, и я, к этому времени инженер-конструктор 1-ой категории.

Техпроект защищал А.В. Соколов. Благодаря глубокому знанию вопроса, его грамотности и смелости защита прошла успешно.

Рабочая документация была подготовлена в срок и передана по акту для изготовления Горьковскому заводу спецавтомобилей. Спустя некоторое время выяснилось, что завод не готов выполнить этот заказ в срок. Минавтопром своевременно переадресовал этот заказ на Курганский автобусный  завод.

Отношение руководства автобусного завода к почетному заказу было  более чем серьезным. Работать было интересно и легко – у всех чувствовался какой-то внутренний подъем и большая ответственность.

Был изготовлен первый спецавтомобиль. По акту он был передан нашим испытателям.  Испытанием занимался инженер-испытатель В.Маскин и водители-испытатели С. Блохин, И. Бочкарёв, Н. Смирнов. По ускоренной программе, разработанной совместно со спортсменами-конниками, были проведены испытания. В их результате последовал от спортсменов ряд замечаний, которые предстояло устранить. 

Насколько удачно нам удалось реализовать задачу по проектированию спецавтомобиля, можно судить по оценкам лиц, курировавших подготовку проведения Олимпиады-80.

Вся автомобильная техника, которой предстояло обслуживать Олимпиаду-80, была выставлена на площадке Московского научного автомоторного института для осмотра заместителем министра автомобильной промышленности СССР Е.А. Башинджагяном, у которого по нашему автомобилю замечаний не было, если не считать его сомнения в части возможной схожести схемы окраски  спецавтомобиля с цветовой гаммой  итальянского государственного флага и требования убрать надписи «Конный спорт» на задней панели на русском, английском и французском  языках.

Поскольку некоторые страны  доставляли своих лошадей в Москву авиационным транспортом, то президент Международной Федерации конного спорта англичанин герцог Эдинбургский, принц Филипп – муж королевы Англии Елизаветы Второй, лично в аэропорту Шереметьево принял  участие  в пробной выгрузке лошадей из самолета в наш спецавтомобиль через переходной контейнер. Результатом остался доволен, подняв по-русски большой палец вверх: «О, кэй!»

И только после показа председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину уже с учетом устранения замечаний Башинджагяна была дана команда на серийное изготовление спецавтомобилей.

Спустя некоторое время после Олимпиады и довольно часто бывая  в командировках, иногда приходилось увидеть наше детище на улицах посещаемых  мною городов. Скажу без преувеличения, душа переполнялась гордостью за свой коллектив, за первого организатора и руководителя ГСКБ А.В. Солнышкина – руководителя с большой буквы.   Это при нем были построены современные производственный и инженерный корпусы с химическими фотолабораториями с гальваническим, термическим и пошивочным участками. Построено пять многоквартирных жилых домов, что позволило обеспечить всех нуждающихся жильем, а в одном из домов разместить общежитие для молодых специалистов и командированных. Не упомянуть этого  руководителя в преддверии юбилея ГСКБ было бы  просто неблагодарно с моей стороны по отношению к его заслугам перед коллективом и городом

В связи с совпадением юбилея ГСКБ  (2 января) с новогодним праздником, хочу поздравить коллектив ГСКБ, особенно бывших коллег-пенсионеров, с юбилеем нашей организации и с новым 2008-м годом и пожелать всем здоровья и благополучия!  

 

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
29 декабря 2007
00:00
Поделиться
;