г. Шумерля Чувашской Республики

Семья - это общество в миниатюре

Путь человека в жизнь начинается с семьи, семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности – в этом твердо убеждены в МОУ «СОШ № 1» города Шумерля.

Печально, но отношения родителей к школе и учителей к семье не всегда положительные. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Современное российское общество захватил серьёзный социальный и экономический кризис. Всё больше детей оказываются в трудной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, материального неблагополучия семьи и невозможности удовлетворить социально-бытовые потребности, чему способствует отсутствие во многих семьях одного из родителей. Кроме того, распространённым явлением стали постоянные семейные конфликты, алкоголизм отца или матери. Родители, самые близкие и дорогие люди, наказывают и оскорбляют своих детей за мелкие проступки.

Ежегодно 2 миллиона детей попадают под тяжёлую руку своих родителей, 50 тысяч уходят из дома. По данным Росстата, каждый год распадаются 500-600 тысяч семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей «групп риска».

Ребёнок часто испытывает чувство одиночества, либо, в более-менее благополучных семьях, привязан к телевизору или компьютеру. Взрослые члены семьи не находят времени на доверительную беседу, ласку, лишая детей естественной чувственной потребности в достаточной для ребёнка игре. Родители замечают утомляемость, стеснительность, капризность ребёнка, но склонны объяснять это его возрастными особенностями, не рассматривая их как следствие эмоционально объединенной атмосферы семьи.

Понимая всю сложность взаимоотношений, социально-педагогическая работа в школе направлена по разным видам деятельности: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся, социально-педагогическая защита прав ребёнка, обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося, социально-педагогическое консультирование и профилактика.

Ребёнок – зеркальное отражение своей семьи, со всеми её обычаями, навыками и привычками, не всегда правильными и полезными для здоровья. Чем меньше ребёнок, тем в меньшей степени он может участвовать в выборе того или иного образа. Выбор за него делает семья. Трудности в общении с родителями толкают детей на улицу, побуждают их к поиску новых авторитетов. Пустое, бесцельное шатание по городу, во дворе или в микрорайоне в компании с более старшими подростками приводит к курению, употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

По статистике, сейчас в России 700 тысяч беспризорных детей, 900 тысяч социальных сирот - это в 2, 5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны. Сокращается средний возраст начала курения, употребления наркотиков. Средний возраст начала сексуальных отношений составляет 11 лет 4 мес.

В целях воспитания нравственно и физически здоровой личности в школе успешно развита досуговая деятельность. Кружки, действующие в школе - студия «Дрозды», «Дизайн-студия», «Видеостудия», «Волейбол», «Музейное дело», ВК «Пчёлка», КСП «Гнездо» и другие - позволяют учащимся отвлечься от негативных привычек и явлений. Большое влияние на взаимоотношения между подростками оказывает работа республики «Радуга», планы которой можно назвать действительно реализуемыми. Но главные задачи ДОО «Радуга» - создание благоприятной среды, которая стала бы благодатной почвой для гармоничных взаимоотношений между подростками.

Коррекция взаимоотношений в семье, социальная адаптация семьи в обществе, формирование у родителей позиции доверия к школе, профилактика употребления ПАВ и алкоголя – вот те задачи, которые ставит перед собой школа. Реализуя программу развития «Вертикаль роста», создана социально-психологическая служба «Доверие», назначение которой – способствовать раскрытию внутреннего мира ребёнка и оказать соответствующую помощь в той или иной ситуации.

Степень проявления признаков употребления психоактивных веществ зависит от возраста, веса, общего состояния здоровья, и, конечно, от вида наркотика и его дозировки.

Настораживающими моментами являются скрытность, частые и длительные отлучки из дома в неизвестном направлении, «отупение», резкое падение интереса к учению, книгам, смена круга общения, постоянные «таинственные» разговоры по телефону, пропажи вещей и денег из дома, различные подозрительные нетипичные предметы (вата, склянки, ложки, спиртовки и др.), неумеренный аппетит или полный отказ от еды, неопрятность и пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.

А.С. Макаренко в лекциях о воспитании детей говорил: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Дети – будущие граждане страны. Как мы воспитываем их, так и они будут воспитывать своих детей. Правильное воспитание – наша счастливая старость; плохое – это наше будущее горе, наши слёзы, наша вина перед другими людьми, всей страной».

 



12 марта 2008
00:00
Поделиться