Геокэшинг по-шумерлински
Сегодня школа призвана формировать компетентность, которая позволит каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий.
Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Иногда проблема внедрения новых технологий заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что внедрение проектного метода в учебный процесс проходит насильственно. Без развития познавательного интереса школьников.
На одном из занятий элективного курса «Введение в проектно-исследовательскую деятельность» под руководством учителя географии Головановой Е.Н. ученикам 10 класса «СОШ №3» города Шумерля было заявлено о появлении в методической копилке школы новой игровой формы организации проектной деятельности – геокэшинг.
Геокэшинг – игра, в которую играют во всем мире, это "поиск сокровищ" с применением достижений технического прогресса в области спутниковой GPS-навигации.
К сожалению, не имея возможности, пока, приобрести GPS-навигатор, ученики школы №3 пользуются только принципом этой игры и вручную наносят изучаемые объекты на карту города.
Получив задание пройти маршрутами игры, а к следующему заданию подготовить и представить результаты мини-проектов «Что можно считать достопримечательностью г. Шумерли?» и «Зоны экологического бедствия» ребята с удовольствием взялись за предложенное дело. Этот день можно считать началом работы школьного «Клуба образовательного геокэшинга».
Уже за незначительный период времени геокэшинг стал очень популярен в школе. Ведь практически все могут выбрать и адаптировать для своих условий один из маршрутов, предложенный руководителями проектов:
ü «Никто не забыт, ничто не забыто» (поиск ветеранов войны и тыла ко дню Победы)
ü «Я здесь, родился, я здесь живу, природу края берегу» (зоны волонтерских дел ОЮД «Следопыты»)
ü «Где отдыхает шумерлинская молодежь? » (любимые уголки отдыха)
ü "Спортивная мозаика города" (спортивные площадки города)
Освоив принцип данной педагогической педагогическую технологию, ребята могут приступить к разработке своих маршрутов под руководством других педагогов.
Основной задачей Головановой Е.Н как руководителя Клуба образовательного геокэшинга стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокэшинга: банка описаний проектов и структурированного банка "точек". Содержание копилки доступно педагогам, желающим разработать собственный проект.
Вариантов организации проектов в форме образовательного геокэшинга может быть очень много.
Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т.д.), а могут быть межпредметными или надпредметными.
Руководство школы, увидев заинтересованность в данном проекте ребят школы предусмотрело возможность приобретение в ближайшее время GPS-навигатора, которые помимо определения координат, имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. Так, например, изучение темы "Площади фигур" по математике можно организовать с помощью GPS-навигатора в форме интересного проекта с практической работой по определению площадей зданий, сооружений и объектов на улицах города. Вне зависимости от предметной области, в рамках проекта можно решать проблемы патриотического воспитания… Да, в общем-то, любые проблемы, актуальные для конкретного класса, школы, города…
Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное – определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.
В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов. Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным их сверстниками маршрутам, или прокладывая собственные маршруты.
Итоги проектов, проведенных в нетрадиционной игровой форме, показали, что в ребята не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также приобретают опыт работы в команде.
Образовательный геокэшинг – это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.