г. Шумерля Чувашской Республики

Социологическое исследование «Чтение в кругу семьи: современное состояние и перспективы» показало...

С апреля 2008 года в детской библиотеке-филиале №1 им. С. Маршака города Шумерля проводился мониторинг по изучению чтения в кругу семьи: современное состояние и перспективы.

Цель исследования: изучить состояние и тенденции развития чтения и читательских интересов у семей, пользователей городской детской библиотеки им. С.Маршака.

Для реализации исследования использовались методы анкетирования, статистической обработки данных.

Объектами исследования стали родители и читатели детской библиотеки. Методом анкетирования было опрошено 123 респондента: 45 родителей и 78 детей.

В ходе анализа постарались максимально объективно подойти к подведению итогов. 92,3% от общего числа опрошенных детей – девочки (72 чел.) и 7,7% мальчики (6 чел.). Почти все респонденты 84,6% (66 чел.) являются учащимися средних общеобразовательных школ, лишь по 7,7% - учащимися школы-гимназии и профессионального училища. Как показал опрос, возрастной состав анкетируемых распределился следующим образом: дети в возрасте 9-12 лет – 53,8% (42 чел), 13-14 лет – 30,8% 924 чел.0, 15-18 лет – 15,4% (12 чел.).

На  первый вопрос  анкеты: «Любишь ли ты читать?» почти все ребята ответили положительно 92,3% (72 чел.). Увы, большинство родителей не читает книг своим детям, таких родителей насчитывается 76,9%. Судя по ответам детей, родители читали с ними лишь в раннем возрасте 84,6%. Аналогичная картина совместного не чтения наблюдается и среди 2/3 бабушек, дедушек, братьев и сестер 69,2% (54 чел.), только 30,8% детей читают книги близкие родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры). Данные исследования показали низкий процент совместного семейного чтения – 30,8%, 61,5% опрошенных не присущи добрые традиции семейного чтения. Если семьи собираются для совместного чтения книг, то это чаще происходит по выходным дням – 46,2%, ежедневно вечерами читают лишь 7,7% опрошенных. На вопрос «Какие книги вы больше всего любите читать все вместе?» 53,9% ребят не смогли дать ответа, 15,4% читают сказки, по 2,2% - романы, фантастика и детективы. Любимыми книгами детей стали как произведения русских писателей: Э.Успенского – 15,4%, Н.Носова – 15,4%, чувашских авторов – В. Чаплиной – 7,7%, так и зарубежных авторов, на которых выросло не одно поколение ребят: А. Милн – 7,7%, А.Линдгрен -  2,5% . Наибольшей популярностью среди ребят пользуются книги современных зарубежных авторов: Д. Ролинг – 15,4%, сборники книг серии «Ведьмы» - 30,8%. По мнению известного филолога М. О. Чудакова, подобная детская литература рассчитана на «троечников, не любящих читать». Результаты исследования свидетельствуют о падении интереса к высокохудожественной литературе, детей все больше и больше интересуют современные, модные, хорошо рекламируемые книги, для них становятся не актуальными популярные десятилетиями назад А.Дюма, У. Шекспир, М. Твен, С. Кинг и др. Большинство родителей сами не читают, таким образом, 84,6% ребят не могут назвать читательские предпочтения членов семьи, зачастую называя любимыми детские книги.  Тревожные цифры вытекают из того, что 69,2% опрошенных детей не имеет домашней библиотеки. Книги не передаются из поколения в поколение, подобная  традиция присуща лишь одной семье из общего числа респондентов.  Книги для домашних библиотек в основном приобретают мамы – 61,5% (48 чел.) и бабушки – 23,1% (18 чел.). Многие ребята 69,2% (54 чел.) любят самостоятельно  покупать книги, но, несмотря на это, книги в домашней библиотеке появляются только несколько раз в год 23,1% (18 чел.), либо редко – 23,1% и только 1 семья приобретает книги несколько раз в месяц.

Результаты исследования свидетельствуют о падении интереса к семейному чтению. Чтение - это не только приятное времяпровождение. Благодаря чтению мы воспитываем в себе культуру речи, поведения, образность мышления. В первую очередь читательские интересы детей складываются оттого, что читают родители и именно от них зависит будущее детей.

Параллельно с детьми анкетирование велось среди родителей, нами было опрошено 45 человек.

По возрасту респонденты распределились следующим образом:

20-25 лет – 22,2% (10 человек)

26-30 лет – 33,3% (15 человек)

31-40 лет – 22,2% (10 человек)

41 и более лет – 11,1% (5 человек).

Более половины опрошенных имеют высшее образование 55,6%, среднее профессиональное и среднее общее соответственно по 22,2% родителей.

По результатам социологического исследования сложилась следующая картина.

Почти 2/3 родителей сожалеют о том, что в детстве не прочли какую-либо книгу – 66,7%, затруднились ответить на вопрос – 26,6%, и только 13,3% родителей не сожалеют о вовремя непрочитанной книге. 50% респондентов считают, что с возрастом люди меньше не читают, такое же число опрошенных свидетельствуют, что с возрастом люди меньше читают. Люди читают, прежде всего, для развития личности – 66,7%, для получения информации – 88,9%, для 44,4% чтение является частью работы и учебы.

Активными читателями в семьях являются в равной степени мама и папа – по 33,3%. Очень тревожно, что только 2,2% семей считают себя читающей, более высокий процент семей 44% относятся к скорее не читающим и 33,3% семей не читают вообще. По мнению 55,5% респондентов семейный статус не влияет на чтение,  2,2% считают, что читают в основном одинокие люди, 41,1% затруднились с ответом. Настораживают данные, что 80% опрошенных не поддерживают традиций семейного чтения. Почти все родители 93,3% отвечают, что читают вместе с детьми, но не читают с другими членами семьи – 60%. 80% респондентов имеют домашнюю библиотеку. Мнения родителей и детей по этим вопросам расходятся, что, скорее всего, свидетельствует о том, что дети считают имеющиеся дома книги не достаточными для названия их домашней библиотекой. Самыми популярными в рейтинге книг, читаемых семьей на первом месте стоят сказки – 22,2%, второе место делят детективы и приключения по 11,1%, более половины опрошенных родителей не смогли ответить на поставленный вопрос.

Роль семьи в формировании отношения к книге и чтению крайне велика. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. В нашем случае получилась крайне тревожная картина – утрачиваются традиции семейного чтения, состав домашних библиотек, отражающий вкус и интересы родителей, не удовлетворяет юного читателя. Происходит переход значительной части населения от чтения к другим видам досуговой деятельности. По мнению социологов, именно не читающие родители становятся виновниками пагубного состояния детского чтения. Ведь именно они призваны читать ребенку не только первые книги и рассматривать вместе с ними картинки, но и покупать ему книги, формировать домашнюю библиотеку, советовать, что читать. От них в первую очередь зависит формирование круга чтения, интереса и предпочтений на раннем этапе читательского развития. Очень часто родители задают вопрос: «Почему дети не читают?!». Ответ на этот вопрос прост до чрезвычайности. Потому что в нужное время им не попалась нужная книга. Потому что им мало читали вслух. Потому что в доме это не принято.

 



20 мая 2008
00:00
Поделиться