«Нарспи» - сто лет!
Ровно сто лет тому назад в чувашской литературе появилась поэма великого чувашского поэта Константина Васильевича Иванова «Нарспи». Как молния западает она в душу и голову читателя и начинает притеснять существующие до сих пор чувства и разум.
Поэма «Нарспи», рассказывающая о трагической любви парня-бедняка Сетнера и девушки Нарспи из богатой семьи, - наиболее совершенное произведение из всех поэтических творений К.В. Иванова. В ней дана, казалось бы, картина жизни старой чувашской деревни, её быт, традиции и обычаи. Но это «гимн торжествующей любви - любви, побеждающей смерть".
Только такое определение способно в краткой форме воплотить содержание, вложенное Константином Ивановым в поэму «Нарспи». Это произведение посвящено прекраснейшему и вполне земному чувству, но сила любви поднимает юных героев - Нарспи и Сетнера над уровнем повседневности.
Любим мы все по-разному. Константин Иванов изобразил высшую степень этого великого чувства – любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви. Нарспи и Сетнер – юные, чистые существа, еще не покалеченные жизнью. Их гибель обусловлена враждебными внешними обстоятельствами и безграничностью их любви; их любовь приобрела поистине героический характер.
Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Ивановым. Любовь, за которую борется Нарспи в данной поэме, – качество человеческой души. В её образе автор выступил как защитник идеи духовности.
Поэме – сто лет! Много это или мало? Да, это целый век. Но поэма до сих пор живёт и не стареет. И каждый раз, когда берёшь «Нарспи» в руки, она заставляет читателя вновь задуматься о судьбе героев.
«Нарспи и Сетнер – это чувашские Ромео и Джульетта», - писал чувашский поэт и переводчик Петр Хузангай. «Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Монтекки и Капулетти у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тохтаманом. Конечно, это два времени, два народа. Но тем убедительней вечность, общечеловечность подобного конфликта. В поэме даны образы сильных и страстных характеров. Сетнер и Нарспи охвачены неуёмной страстью. Схваченные и разлученные Нарспи и Сетнер в борьбе за свое счастье бросают вызов всему миру презренного деспотизма и насилия, нечеловеческим отношениям, социальному неравенству, силам. Это вечное столкновение старого и нового, отцов и детей». Так охарактеризовал героев П. Хузангай. С мнением переводчика и поэта согласны и учащиеся средней школы №3. Здесь прошли уроки, посвящённые 118-летию со дня рождения классика чувашской литературы К.В. Иванова.
Учащиеся 4-х классов, например, на уроках, посвященных творчеству К.В. Иванова и 100-летию «Нарспи», как настоящие артисты читали наизусть отрывок из поэмы, который называется «Красная девица». Также ученики написали небольшие сочинения на тему «Моё отношение к Нарспи». В сочинениях, несмотря на свой столь юный возраст, дети дают объективную и реальную оценку героям этого легендарного произведения. Они жалеют не только Нарспи и Сетнера, но и сочувствуют старому Тохтаману, не только «ругают» родителей главной героини, но и понимают, что, выдав замуж свою дочь за пожилого, но богатого человека, они желали ей только добра.
Также ученики сфотографировались на память с современной «Нарспи».