г. Шумерля Чувашской Республики

Взирая на их жизнь, преображаем себя

Именно под таким, несколько необычным названием, на протяжении учебного года в стенах  гимназии №8  проходил семинар по духовному возрождению. Инициатором и ведущим семинара был куратор научно-исследовательского общества «Интеграл», учитель истории, философии и права гимназии №8 Петр Петрович Галанюк. Это молодой, серьезный, целеустремленный и, безусловно, талантливый учитель, обладающий колоссальной трудоспособностью. В его деятельности удивительным образом сочетаются профессионализм с духовностью, высокий интеллект с лучшими человеческими качествами. Неудивительно, что за сравнительно небольшой период работы, он не просто состоялся как учитель, но вошел в когорту любимых, уважаемых и образцовых, а живой интерес к нему со стороны учащихся уже давно вышел за рамки школьного урока.

Не только название, но и сама идея, лежащая в основе семинара, с самого начала показалась интересной и чрезвычайно актуальной. Как известно, проблема воспитания - проблема на «все времена». Рано или поздно с ней приходится сталкиваться родителям и учителям, которые любят своих детей, желают им счастья и благополучия. Главной целью семинара  стало воспитание образа достойной жизни, духовное возрождение через ознакомление с галереей судеб прекрасных и великих людей, которые по масштабу своей жизни и деятельности смогли подняться выше и стать людьми выдающимися. Семинар был рассчитан на девять месяцев (по количеству учебных месяцев в учебном году). Каждый месяц был посвящен одной судьбе, одной жизни, одному человеку. Так, начиная с сентября 2007 года, участники образовательного процесса  (многие семинары транслировались через систему ВКС (видеоконференцсвязи) гимназиям-участницам «Гимназического союза России») приобщались к жизни таких личностей, как: мать Тереза, Альберт Швейцер, Сергий Радонежский, Александр Мень, Ф.П. Гааз, Г.С. Сковорода, А.Д. Сахаров и А.В. Суворов.

Все представляемые личности - замечательные люди, настоящие подвижники и гуманисты - неизменно находили живой отклик среди слушателей. На примере их жизни отчетливо приходилось понимать, как важен внутренний духовный стержень, позволяющий не только не сломаться в трудных жизненных обстоятельствах, но, прежде всего, устремиться к достижению хотя бы самой малости идеала о высоком назначении человека. Взирая на жизнь этих великих людей, размышляя над их духовными достижениями, непредумышленно возникало желание  стать в нравственном отношении чище и лучше, сделать свою жизнь светлее.

Закончился учебный год, а вместе с ним и ежемесячные семинары по духовному возрождению, но время от времени всплывают имена Александра Меня, матери Терезы. Возникло желание вновь поговорить о великих подвижниках мира сего и вообще о том, что составляет смысл жизни человека на земле. Это желание и переросло в беседу с  П.П. Галанюком.

- Петр Петрович, прежде всего, поздравляю Вас с окончанием учебного года. Каким он был лично для Вас, каким Вы его запомните?

- Год хороший, благословенный во многих отношениях. Было много радостных, по-настоящему приятных событий: замечательная поездка в Болдино с 6 классом в начале года, мое участие в образовательных чтениях «Роль воспитания в школе» в Н. Новгороде, конечно, успешное, блестящее выступление моих учеников на городских и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях.

-  Учителем в гимназии Вы работаете всего три года, но за это время Вам многое удалось. В чем секрет Вашего успеха?

- А секрета нет. Я занимаюсь любимым делом. И занимаюсь от души, серьезно и основательно. Продолжаю учиться в аспирантуре и в то же время преподаю в гимназии. В общем, живу по принципу Василия Великого: «Учись не стыдясь, а учи не скупясь».

Сказалось, конечно, и само окружение. В гимназии трудятся  замечательные педагоги: З.В. Шурыгина, Л.А. Леванова, С.Г. Яцкевич, О.В. Суркова и др., для которых учительство - не профессия, а призвание, даже образ жизни. Общаться с ними, работать  - это не только удовольствие, но и ответственность, ощущение высокой планки. Ну, и, наконец, - это мои ученики, которых я безмерно люблю. Они  разные, но все очень милые и талантливые.

- Некоторые считают Вас идеальным учителем. Вы себя таковым считаете?

- Не скрою, что учительство - это дело моей жизни, но до идеала мне далеко. Думается, что главное - это наличие идеала и устремленность к нему. В плане преподавания истории, мне очень близок В.О. Ключевский, который всегда знал свою аудиторию - уровень ее знаний, интересов и симпатий, был способен вдохновить, увести за собой. Все это относится к педагогическим принципам и методам, но это только одна сторона вопроса. Другая - это человечность учителя. Идеальный учитель - прежде всего, идеальный человек, это гуманист по природе, духовник, который, являясь отзывчивым, искренним и бескорыстным, сохраняет твердость духа и силу собственных убеждений.

- Говорят, что в гимназии тяжело учиться. Вы, как учитель, согласны с этим?

- Кто говорит? Об этом могут говорить только две категории - недоброжелатели гимназии, которые преимущественно спекулируют на этой теме, и, разумеется, те учащиеся, которые не желают учиться. «Теrtum non datur» - третьего не дано. Теперь по существу вопроса: а кто говорил, что учиться вообще легко?! Если знать, что в гимназии сегодня сосредоточена большая часть интеллектуальной элиты города (здесь ни в коем случае я не умаляю значимости других школ города), знать о первенствующем ее положении в образовательном пространстве Чувашии, а также о многочисленных достижениях учащихся гимназии, то все разговоры сразу прекратятся. Скажу прямо: в гимназии учиться действительно не легко, но только тем, кто вовсе не желает учиться. Что касается всех остальных, а их подавляющее большинство, то они, дорожа своими учителями (что очень важно и похвально!), учатся с большой радостью, рвением и энтузиазмом.

-  Вы, как никто другой, придаете большое значение вопросам воспитания. Почему?

-  Потому что без должного воспитания не может быть по-настоящему просвещенной личности. Воспитание и обучение всегда было краеугольным камнем российской системы образования. Считаю, что все учителя непременно должны содействовать духовным усилиям ученика в формировании в его сознании образа достойной жизни,  чтобы ко времени зрелости он имел ясную и твердую позицию относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое настоящая и счастливая жизнь.

-  Почему при проведении семинара Вы опирались на жизнь великих людей? Не кажется ли Вам, что их опыт жизни недосягаем сегодня для нас?

- Все дело в том, что персоналии издревле использовались как воспитательное средство; это воспитание на примерах. Лично я глубоко убежден в том, что персоналии великих должны быть известны сегодня ученикам: тем вероятнее будет обобщенное представление о высоком назначении жизни, а это очень важно. Что касается второй части вопроса, то здесь как раз все наоборот: достигнутая высота хотя бы одним человеком - пример возможного для других. Разумеется, что не всякий будет способен дотянуться до такой высоты, но это вовсе не говорит о невозможности и недосягаемости вообще. Интересно было бы напомнить, что половина из представленных в рамках семинара личностей жили именно в XX веке. Это тоже должно нам о чем-то говорить...

- К жизни сегодня очень разное отношение: кто-то живет, как живется, для кого-то это непрерывная борьба за выживание, для других - возможность стать богатым или раскрыть свои таланты. Что Вы думаете об этом?

- Здесь я могу выразить только собственное понимание вопроса. У замечательного русского философа  И.А. Ильина есть прекрасные слова, очень глубоко и красноречиво отвечающие на вопрос о сущности жизни. Он сказал, что «жить на свете - значит выбирать и стремиться, ибо кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит». Именно это стремление к светлому и прекрасному, святому и совершенному и является (лично для меня) смыслом, великим смыслом жизни. Если этого не будет, если мы будем жить беспечно, то останется наша жизнь, а в ней наш страх, отчаяние, холодность, наша неукорененность ни в чем. Движение души, стремление ума не менее значимо, чем биение сердца!



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
18 июня 2008
00:00
Поделиться
;