г. Шумерля Чувашской Республики

О проблемах, волнующих всех

В субботнем номере газеты «Вперед» была опубликована редакционная статья под названием «Поле чудес в стране дураков». Честно говоря, агрессивный тон статьи вызвал недоумение – ведь с сотрудниками всеми любимой газеты у нас существует давнее, и, надеемся, плодотворное сотрудничество. Подтверждение тому - регулярные статьи, в которых администрация МУП “СЕЗ” разъясняет гражданам нормативно-правовые акты в области ЖКХ, участие наших специалистов в «круглых столах», устраиваемых газетой, а также приглашение журналистов на наши встречи с жителями города.

Совершенно напрасно уважаемая газета обвиняет нас в нежелании сотрудничать - ведь в соответствии с Федеральным Законом РФ должностные лица обязаны дать ответ на обращения граждан в течение месяца. Отсутствие же немедленной реакции со стороны МУП “СЕЗ” на жалобы жильцов было вызвано, прежде всего, желанием дать обоснованный ответ - не на уровне общих фраз, а с конкретным объяснением ситуации.

Попробуем все-таки разобраться, что послужило причиной решения МУП “СЕЗ” об отказе в приеме показаний водяных счетчиков. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.05.2006 г. № 307, при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых счетчиков, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. При этом управляющая организация вправе один раз в квартал произвести корректировку платы за коммунальные услуги в соответствии с фактически предъявленным количеством ресурса. В то же время ПУ «Водоканал» выставляет счета за водоснабжение по нормативам, которые намного больше, чем среднее потребление по счетчикам, так как в них заложены и потери в сетях. В результате образуется разница между суммой, начисленной населению (по показаниям водяных счетчиков) и суммой, предъявленной Водоканалом (по нормативам). Эту разницу управляющей компании никто не возмещает и как следствие - управляющая организация терпит убытки и не может полноценно выполнять свои обязательства перед поставщиками и населением. Можно сколь угодно обвинять МУП “СЕЗ”, но суть дела от этого не меняется – у управляющей компании нет собственных средств на погашение возникающих убытков, и в конечном счете страдают опять же жильцы – они не могут в полном объеме получать те услуги, на которые вправе рассчитывать.

Выход из данной ситуации один – установка общедомовых приборов учета на каждый дом. Только в этом случае можно иметь реальную картину – сколько воды поступило в дом, сколько израсходовал каждый собственник. До тех пор, пока начисление ведется по нормативам, ресурсоснабжающие организации могут включать в выставленные счета все потери в магистральных и внутридомовых сетях.

Для того, чтобы разрешить данное противоречие, ООО “СЕЗ” с июня этого года начало установку счетчиков на холодную воду в счет платы дома за текущий ремонт. До 1 сентября планируется оснастить приборами учета холодной воды все дома, находящиеся в управлении ООО “СЕЗ”. Но установка счетчиков на холодную воду - лишь первый этап в вопросе снижения потерь энергоресурсов. Львиная доля затрат приходится на тепловую энергию, и для того, чтобы жильцы могли ощутить реальную экономию, дом должен быть оснащен прибором учета на отопление и горячую воду. Счетчики эти довольно дорогостоящие - порядка 70-100 тыс. руб., но экономический эффект достигается уже через год после установки. Для наглядности приведем пример по дому № 7 по ул. Колхозной. Жильцы этого дома за счет собственных средств установили счетчик на отопление и горячую воду и только за отопительный период 2007-2008 гг. получили экономию по тепловой энергии 76 109 руб. на дом. Так что установка счетчиков дает реальную экономию.

Этим летом при проведении капитального ремонта 18 жилых домов будут оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Уже имеется договоренность с ООО «Теплоком» на установку теплосчетчиков, оснащенных компьютеризированной системой учета и контроля, которая позволяет в любой момент считывать информацию и сохранять ее для последующей обработки. Остальным собственникам жилья, не попавшим в программу капитального ремонта, можно предложить устанавливать счетчики за счет собственных средств с частичной оплатой в счет средств текущего ремонта.

В уже упомянутой статье в газете «Вперед» поднимается тема перерасчета за отопление за отопительный период. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 г. № 307, корректировка платы за отопление производится 1 раз в год. Основанием для перерасчета являются счета-фактуры, предъявленные теплоснабжающими предприятиями за тепловую энергию ( с октября 2007 г. по апрель 2008 г.). За этот период теплоснабжающими предприятиями МУП “СЕЗ” были выставлены счета на сумму 42 031, 6 тыс. руб.. В то же время населению предъявлено к оплате по утвержденным Постановлением главы администрации г. Шумерли зимним нормам (с октября 2007 г. по апрель 2008 г.) 42 211, 1 тыс. руб. Переплата населением за тепловую энергию составила 179, 5 тыс. руб. Данная сумма была распределена на общую отапливаемую площадь домов, находящихся в управлении МУП “СЕЗ” (346 766, 8 кв.м). В результате возврат составил 0, 52 руб. на 1 кв.м или 3% от месячного начисления за отопление.

Не стоит думать, что такие проблемы существуют только в нашем городе. Специалисты МУП “СЕЗ” с целью изучения опыта посетили управляющие организации в г.г. Канаш и Чебоксары и выяснили, что наших коллег волнуют те же самые вопросы. Везде много проблем возникает при начислении платы за внутридомовую электроэнергию, по возвратам платы за тепло и горячую воду. Для решения этих вопросов в г. Чебоксары широко внедряется установка общедомовых приборов учета на тепловую энергию и водоснабжение. Но общая картина примерно одинакова - повсеместно с большим трудом внедряется в сознание населения понятие о том, что жилой дом – это единый организм, и все места общего пользования являются общей долевой собственностью всех проживающих в нем.

Пока готовился данный материал, поступило еще одно письмо все тех же жителей домов 57, 57/1, 57/2, 59, 59/1, 59/2 по ул. Щербакова. Радует, что в этих домах живут активные, неравнодушные к собственному дому люди. Хотя при этом на вопросы, которые они задают, уже неоднократно давались разъяснения - например, о том, что обязанность вносить плату за жилищно-коммунальные услуги не позднее 10 числа каждого месяца прописана в статье 155 Жилищного кодекса РФ. Об этом мы сообщали жильцам и через печатные органы и на проводимых собраниях. Так что это не прихоть Службы Единого Заказчика, а требования законодательства РФ. Более того, понимая низкую платежеспособность населения, МУП “СЕЗ” начисляет пени пенсионерам только после 25-го числа каждого месяца. Поэтому удивляет тон письма, в котором явная нелепость выдается за действительность, и на основании этого делаются выводы. Также странной выглядит позиция жильцов по поводу непосредственного заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями – ведь уже четвертый год мы разъясняем жильцам, что в соответствии с Жилищным кодексом они имеют право выбрать любой из трех способов управления: непосредственное, товарищество собственников жилья или управляющую компанию. Никто не запрещает жильцам принять решение о переходе на непосредственное управление - то есть каждый собственник должен самостоятельно заключить договор с ПУ «Водоканал», Чувашэнерго, ШЗСА, МУП «Доркомсервис» и т.д. Никто не может воспрепятствовать этому при условии, что ресурсоснабжающие организации захотят работать с каждым собственником отдельно. Поэтому инициатива – в руках жильцов. Пока что, к сожалению, мы в очередной раз констатируем один и тот же факт – возмущенные высказывания жильцов о том, как все плохо и требования - пусть кто-нибудь придет и сделает все хорошо и бесплатно. При этом вопрос, откуда возьмутся средства на все это, остается открытым. Видимо, поэтому в нашем городе пробуксовывает развитие товариществ собственников жилья – ведь в этом случае вся ответственность за дом ложится на собственников, и требовать чего-либо можно будет только с себя.

Да, реформа жилищно-коммунального хозяйства идет достаточно болезненно как для населения, так и для самих предприятий ЖКХ. Десятилетия, когда отрасль дотировалась из государственных средств, приучили и предприятия, и жильцов относиться к жилому фонду как к чужому, государственному, а в конечном счете - бесхозному имуществу. Поэтому попытки наведения порядка со стороны жилищно-коммунальных предприятий натыкаются на сопротивление части жильцов - в ответ раздаются жалобы «нас обдирают», «вы все потери по дому хотите списать на нас», «я не хочу платить за соседа». Поэтому считаем нелишним напомнить собственникам положение п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в котором говорится, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши. Статья же 39 Жилищного кодекса гласит, что «собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме».

Очень хочется, чтобы закончилась наконец конфронтация некоторых жильцов со Службой заказчика, ведь наведение порядка в домах - это общее дело и жильцов, и управляющей организации. Впереди у нас очень много дел - в течение летнего периода требуется капитально отремонтировать 28 домов, подготовить весь жилой фонд к отопительному периоду, отремонтировать подъезды и детские площадки. Вероятно, не стоит тратить время на взаимные обвинения и пора переходить к конструктивной деятельности.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
21 июня 2008
00:00
Поделиться
;