г. Шумерля Чувашской Республики

«Изображение вечности, зароненное каждому»

Мы говорим с тоской: их нет! И с благодарностию: были!

Про него действительно можно сказать, что он был «последний из могикан», последний из той плеяды, что прославила русскую литературу после второй мировой войны. Его уход из жизни – это нечто большее, чем невосполнимая утрата. В широком смысле – это окончательное завершение XX столетия, это некий внутренний духовно-нравственный надлом. Его смерть бесконечно достойна сожаления, ибо от нас ушел не человек, а воистину человек-эпоха. Поразительно и даже досадно, что в России не было объявлено национального траура. Его известность и популярность были огромными. Его имя еще при жизни безоговорочно относили к когорте самых прославленных и великих мыслителей-творцов и деятелей XX века: А.Д. Сахарову, Д.С. Лихачеву, прот. А. Меню. Да, все они были детьми своего времени, беззаветно преданными России, и каждому из них по-своему пришлось перенести все тяготы и трудности века. Но то, что выпало на долю Александра Исаевича, действительно невообразимо и непостижимо. Его жизненный и творческий путь (путь всякого свободного человека) – своего рода Via Dolorosa. (Via Dolorosa – это скорбная дорога. В строгом смысле – путь, которым Христос шел на Голгофу. Теперь так называют череду страданий или тяжкий жизненный путь. – Авт.).

А.И. Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, через несколько месяцев после смерти отца. Семья была вынуждена переехать в Ростов-на-Дону. Едва успев закончить физико-математический факультет Ростовского университета, в октябре 1941 года был мобилизован. Пройдя через все ужасы и испытания войны, получив боевые награды, он в 1945 г. был арестован за резкие антисталинские высказывания. Впереди его ждали восемь долгих лет исправительно-трудовых лагерей, «ссылка навечно» в Казахстан, смертельная болезнь – раковая опухоль, реабилитация в 1956 г., новая волна преследований и клеветы, арест, лишение гражданства и высылка за границу (за «Архипелаг ГУЛАГ») и снова обвинения в монархизме, национализме, изоляционизме, восстановление гражданства по указу президента СССР в 1990 г. и долгожданная репатриация в 1994 г. Не много ли для одной человеческой жизни?  

Его произведения – не из разряда фантастики (к которой так приноровилась современная молодежь), мистики или «сказки на сон грядущий». Его произведения – это сама жизнь, сама правда жизни. Все они (тридцать томов) пронизаны раздумьями о несправедливости, о судьбах русского народа, о жгучих вопросах и проблемах времени, о добре и зле, о вере и безверии. В его публицистических выступлениях и литературно-критических статьях отразилась тревога за судьбу человечества. Он верил в духовное возрождение личности, которое возможно через воспитание чувства ответственности. По словам Д. Мартинетти «ни одно произведение современной литературы не ставит читателя с такой категоричностью перед проблемой смысла жизни, как роман «Раковый корпус» Солженицына». Говоря об одном из своих героев, автор написал: «…весь смысл существования – его самого <…> и всех вообще людей представлялся ему не в их главной деятельности, которою они постоянно только и занимались, в ней полагали весь интерес и ею были известны людям. А в том, насколько удавалось им сохранить неомутненным, непродрогнувшим, неискаженным – изображение вечности, зароненное каждому». Сознавал ли А.И. Солженицын, когда писал эти замечательные строки, что он давал лучшее определение самого себя? Понимаем ли мы сегодня величайшую утрату для России? Осознаем ли безмерную многозначительность и сакраментальную ценность его слов для себя и своего будущего: изображение вечности, зароненное каждому?! Светлая ему память…

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
13 августа 2008
00:00
Поделиться
;