г. Шумерля Чувашской Республики

Мы – здоровая страна!

 

Школьная волонтерская команда здоровья действует в  школе № 6   с февраля 2008 года. Ребята-волонтеры в желтых майках и галстуках многим запомнились во время   акции  «Конфету в обмен на сигарету». По местному телевидению прошел сюжет о команде волонтеров школы № 6. В репортаже рассказывалось о проекте «Я, ты, он, она: мы – здоровая страна!» и работе школьной волонтерской команды здоровья.

Волонтерами стали дети, желающие попробовать себя в роли инструкторов по пропаганде здорового образа жизни. Общение сверстников происходит в неформальной обстановке, в круге, в форме тренинга. Тренинги по схеме «сверстник — сверстнику» очень действенны: проще обсудить проблему с ровесником, который говорит с тобой на одном языке, чем со взрослым врачом или психологом,  на тренинге усваивается материал гораздо большего объема, чем на обычном уроке.

Слово «тренинг» очень часто пугает  неспециалистов.  Но бояться тренингов не следует. Слово «тренинг»  произошло от англ. to train - тренировать. Тренер-ведущий определяет проблему. Каждый участник встречи высказывается по кругу. Далее дается информационный материал,  который усваивается  с помощью интерактивных методов обучения здоровью. 

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда   процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся   имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чем услышали на тренинге. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения   материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.  Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов,  приучают работать в команде, соблюдая правила, которые обговариваются заранее:

.человек имеет право высказать все, что он думает,

.когда один говорит, остальные слушают,

.мы не критикуем и не оцениваем,

.после занятия человек должен чувствовать себя комфортно.

Тренинговые занятия  снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.   Интерактивное обучение ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели,  например, обучение здоровью, что требует использования специальных форм организации  деятельности (ролевая  игра, “мозговой штурм”, специально организованная дискуссия). Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся.  Ход и результат обучения приобретают личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить   способность самостоятельного решения проблемы.

Таким образом, тренинги по обучению здоровью не могут навредить, они  повышают информированность по теме.

При обучении школьников здоровью наиболее актуальны темы: «ВИЧ/СПИД», «Антиреклама табака», «Профилактика употребления наркотиков», «Профилактика гепатитов». 

Когда мы проводили тренинги по курению, раздавали рекламу табака из молодежных журналов. Просили критически подойти к картинке, изображающей красивых юношу и девушку, оценить ее. 

После таких занятий ребята начинают  обращать  внимание на рекламные листки и критически к ним относиться. Наша цель - научить делать осознанный выбор. Мы не говорим: “Не курите!”. Запрещать бесполезно. Задача тренеров - предупредить, показать, чем может закончиться привычка.

Когда программа посвящена медицинской тематике (например, гепатиту В), мы не ставим цели дать какие-то термины, показатели, медицинские методы лечения. Этим должны заниматься врачи. Миссия тренера - прийти, обозначить проблему и показать, как можно себя защитить. Наш метод - метод профилактики.

Мы привлекаем ребят и детей из группы риска. Среди волонтеров такой подросток повысит самооценку. Потом с ним никакой профилактики дополнительно проводить не нужно, меняется его отношение к проблемам социальных болезней, проблемам общения, он  терпимее относится  к окружающим.

Мы только в начале долгого и нелегкого пути. Команда здоровья постоянно обновляется: уходят старшеклассники – у них впереди экзамены, приходят те, кто заинтересовался этой новой для них деятельностью. Мы никого не держим силой, никого не прогоняем – работы хватит всем,  мы приступили к реализации нового творческого агитпроекта.  Впереди у наших детей здоровая жизнь.

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
20 декабря 2008
00:00
Поделиться
;