Л.В. Долгова: «Кто хочет быть учителем, тот станет им!»
Учитель от Бога и человек с дипломом педагога. Улавливаете разницу? Один на любимых школяров, демонстрирующих прекрасные знания его предмета, не жалеет ни времени, ни душевных сил. Для другого школа – всего лишь работа, оплата которой осуществляется в зависимости от количества уроков. При этом и талантливый учитель, и посредственный специалист всегда получали одинаковую зарплату. Жирная точка в подобной несправедливости была поставлена 1 января нынешнего года – отныне приоритет отдан качеству преподавания.
Подробнее о внедрении новой системы оплаты труда в сфере образования – в сегодняшнем интервью директора гимназии № 8 Л.В. Долговой.
- А можно поинтересоваться механизмом расчета зарплаты учителя по новой схеме?
- За основу ставки берется базовая часть фонда оплаты труда (4 тыс. 70 руб.), которая умножается на коэффициенты за выслугу лет и квалификацию. Далее ставка рассчитывается на количество часов. В дополнение к полученной сумме каждый из учителей получает стимулирующую часть. Размеры выплат стимулирующей части у всех разные, потому что профессиональные заслуги далеко не одинаковые. Не секрет, что кто-то из учителей выкладывается полностью, о чем говорят многочисленные победы их учеников в олимпиадах, конкурсах и т.д., а кому-то еще необходимо над собой поработать.
Объективная оценка заслуг педагогов дается на комиссии, в состав которой входят председатель профкома, члены коллектива, представитель администрации гимназии. А прежде в соответствии с положением, в котором прописаны критерии оценки качества и результативности преподавания, каждый из педагогов заполняет лист самооценки, где прописывает свои заслуги и подсчитывает баллы. Документы с решением комиссии подписывает директор. Смею заверить, что не было случая, чтобы я не согласилась с мнением комиссии, вынеся заключение в сторону уменьшения стимулирующей части. Потому что знаю, насколько ответственно педагоги подходят к выполнению возложенных на них обязанностей.
- Лилия Васильевна, если не секрет, сколько сегодня получает учитель?
- В среднем по гимназии заработная плата учителя составляет 7 тыс. 613 руб., самая высокая зарплата – 12 тыс. 746 руб., самая низкая – 5 тыс.753 руб. К исходным данным добавляется еще 20% стимулирующей части.
- И все-таки хотелось бы, чтобы труд учителя оценивался несколько выше…
- Конечно! Уровень существующей зарплаты не соответствует постоянному стремлению педагога к самореализации, без которого он просто не состоится как профессионал! Жизнь учителя для пополнения багажа знаний должна быть наполнена поездками по памятным местам, на всевозможные конференции, совещания, курсы. К сожалению, из-за низкого материального достатка приходится довольствоваться малым. К примеру, в настоящее время в Москве проходит марафон по различным предметам. Участвовать в нем было бы полезно многим, а выехать в Москву смогли лишь четверо… А сколько организуется платных курсов в Санкт-Петербурге, в Москве и в других российских городах! Съездить бы, посмотреть на работу учителей-новаторов, перенять их опыт, а возможности нет…
В проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» одним из ключевых направлений развития общего образования (п. 3) обозначена работа по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя, что должно лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя. Это вселяет надежду на достойную оплату труда учителей.
- Лилия Васильевна, а не думаете ли Вы, что отдельные учителя в погоне за рублем займутся собственным пиаром. А точнее – не распыляя понапрасну свои время и знания на всех учеников, остановятся на сильных и перспективных…
- Хотелось бы заострить внимание на следующем моменте – сильный ученик захочет заниматься и будет заниматься только с сильным учителем. Если у талантливого ученика с повышенной мотивацией к учебе – обычный учитель, он никогда не сможет достичь успеха. Поэтому я только двумя руками за то, чтобы результативный учитель собрал возле себя группу учеников, подающих надежду, и занимался с ними в полную силу. Возможно, тогда наши ребята еще больше заблещут на республиканских, а может, и российских предметных олимпиадах.
- Насколько мне известно, перспектива кадрового голода гимназию тоже не очень-то пугает…
- Костяк коллектива составляют учителя, которые начали педагогическую деятельность в год открытия школы. Тогда это были молодые, начинающие учителя, сегодня – профессионалы своего дела. И подобную традицию – «растить» учителей в своих стенах – мы продолжаем и сегодня. Исключение, пожалуй, составляет учитель философии П.П. Галанюк. Он пришел работать в гимназию уже профессионалом. Однако я более чем уверена, что его дальнейший профессиональный рост стал возможным благодаря наставничеству со стороны заслуженного учителя России З.В. Шурыгиной.
Сегодня часто приходится слышать сетования по поводу того, что школы не пополняются молодыми кадрами. Дескать, из-за низкой зарплаты (у начинающего учителя зарплата чуть выше минимальной оплаты труда) выпускники педвузов не горят желанием связывать жизнь с учительством. А я бы сказала так: «Кто хочет быть учителем, тот обязательно, несмотря ни на какие материальные препоны, станет им! А не идут в школу те, которым и идти-то, наверное, не нужно».
А впрочем, чтобы быть учителем, совсем не обязательно иметь диплом педвуза, и на это нацеливает нас проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»». В гимназии № 8 есть наглядные примеры высокого профессионализма людей, которые не имеют специального педагогического образования, но обладают фундаментальными знаниями предмета и могут подобрать ключик к любому детскому сердцу. К примеру, Н.И. Ковалив - инженер по образованию, но педагог по призванию. Учитель, прекрасно знающий и талантливо преподающий детям физику и информатику, а еще пишущий замечательные стихи… Отдельных слов восхищения заслуживает учитель труда А.М. Таратин, от которого детей буквально не оторвать. С его приходом в гимназии появился учитель труда. И мы это увидели!
- А когда начинающий учитель может рассчитывать на то, что его зарплата станет выше?
- Пока нет стажа и категории, базовая часть ставки молодого специалиста остается минимальной, но уже через год после педпрактики он может подать заявление на аттестацию. Однако при желании можно постараться повысить размер стимулирующей части зарплаты за счет успешной подготовки детей к различным конкурсам, олимпиадам, фестивалям и т.д. И подобная практика в гимназии есть. К примеру, многочисленные победы учеников молодого и талантливого учителя П.П. Галанюка в олимпиадах и научно-практических конференциях заметно отражаются на его поощрительных выплатах.