Ребенок идет в первый класс
В школе № 2 г.Шумерля ежегодно проводятся социометрические исследования первоклассников. Они показывают, что, если учитывать показатель формальный, обучающиеся успешно усваивают программу общеобразовательной школы, но если посмотреть на жизнь первоклассника в школе с другой стороны, то дети признаются, что большая часть испытывает дискомфорт, говоря проще, им в ней и тяжело, и страшно.
Страшно потому, что ребенок попал в новую среду, где нужно проявлять себя в совершенно иных качествах, приобщаться к новому коллективу, другому руководителю, у которого иные правила и требования. В школе разные преподаватели, обслуживающий персонал, старшеклассники. И со всеми этими трудностями ребенок должен справляться, несмотря на возраст.
Поэтому родители в тесном контакте с учителем должны помочь первокласснику преодолеть психологические трудности, во всяком случае, должны так включать ученика в учебный процесс, чтобы его переживания были по преимуществу позитивными с первых же дней, мягко помочь ребенку понять правила своей новой жизни. И родителям надо как-то готовить ребенка к встрече со школой.
Подготовкой к школе родители как раз очень увлечены. Они гордятся тем, что ребенок считает до тысячи и выучивает наизусть целые поэмы. А потом выясняется, что он не умеет завязывать шнурки, переодеваться на урок физкультуры, подготовить своё рабочее место. Возможно, кому-то это покажется смешным, но поставьте себя на место учителя, который берёт 25 человек, а из них 5 умеют, а 20 не умеют. Понятно, что такой ребёнок боится самостоятельной работы, боится, что у него не получится, боится реакции своих одноклассников.
Сегодня родители в меру своих сил защищают детей от социума, при этом, например, семья приходит к такой ситуации, когда ребенок не остаётся дома один, никогда не гуляет во дворе – и до школы, и долгие годы в школе. Ребенок идет в первый класс и не знает, как это – самому перейти через дорогу или купить булочку в школьном буфете. Часто ребёнка никуда не пускают одного и водят только за руку вплоть до восьмого класса. У такого ребёнка заведомо будут развиваться комплексы, подавляющие его личность.
Также не очень удачным результатом «учебного сотрудничества семьи и школы» становится совместная работа ребёнка и родителей над тем, чтобы не оказаться хуже других. Учитель просит помощи родителей, те начинают активно помогать – и оказывается, что ребёнок сам ничего не может. Даже не с точки зрения собственно познавательной, а он просто не может самоорганизоваться. Родители, не подозревая того сами, подавляют волю и интеллект ребенка навсегда, он привыкает всё время жить в чужом волевом усилии. Но теоретические и практические знания, умения и навыки должны формироваться у ребенка в процессе саморазвития.
Нельзя забывать и о том, что ребенок – это великая загадка, в первую очередь для самих родителей, а они чаще всего предпочитают делать вид, что буквально всё знают о нём. Возможно, это и делает их беспомощными в процессе воспитания.
Что хочет ребенок ранним утром, только что проснувшись? О чем он думает, мечтает? Что чувствует? Каковы желания ребенка? Выявление интересов ребёнка, его возможностей, круг общения, видение им настоящего, прошлого, его представление о будущем, понимание окружающего мира, себя в мире, границы освоенного ребенком мира, способы освоения этого мира – вот над чем должны работать родители в первую очередь. Конечно, родителям необходимо сформировать такую систему, которая позволит ребенку говорить о своём отношении к людям, о своих проблемах, желаниях, мотивах. Взрослые должны научить ребёнка говорить дома. Его тексты, работы, поступки должны быть предметом обсуждения, поскольку, говоря о своем понимании того или иного явления, ребенок раскрывается для нас, а, в конечном счете, и для себя. Интерпретируя текст, высказывания о том или ином явлении, он, по сути, больше говорит о себе, чем о предмете.
Но! Обладаем ли мы, взрослые, даром слышать? Хотим ли этого? Как часто в парке, в гостях, дома мы наблюдаем, как ребенок первым подходит к взрослому, всматривается, чего-то ждет от него, что-то хочет рассказать, просит о взаимодействии. Родителям предстоит сменить установку «дать» на установку «услышать», «усмотреть», «понять» устремления ребенка и оказать ему поддержку. Взрослый должен систематически обращать внимание детей на те негативные изменения, которые происходят с ними, и помочь осознать, что послужило причиной этих изменений.
Ребенок в ответ на просьбу или требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими. Ребенок выбирает совершенно новые для себя дела и сферы обязанностей – например, с удовольствием стирает свои вещи или просит разрешения самому сходить в магазин. Он стремится к самостоятельности, но она возникает как целостное, независимое от взрослого действия. Ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». Становится рассудительным, а рассудительность, как правило, возникает в споре, в ситуации противопоставления своего желания требованиям взрослых. Родители первоклассников должны поставить перед собой задачи, направленные на развитие тех свойств личности, без которых в дальнейшем ребенок не будет чувствовать себя уверенно в образовательном процессе: способность осознавать и озвучивать свои проблемы и желания, говорить о своей деятельности, умение осознавать и проговаривать свои цели в совместной деятельности с взрослыми и детьми, слушать других, планировать свою деятельность, поиск смысла в своих поступках, работах, деятельности, умение работать с образцом, с текстом, умение критически относиться к проделанной работе, оценивать свою работу, умение согласовывать свои интересы с интересами других, выстраивать своё поведение с учётом ситуации.