г. Шумерля Чувашской Республики

Храм - как свеча, незачем его прятать

 

Дискуссия по поводу строительства в нашем городе еще одного храма продолжается. Сегодня священник Димитрий Нестеренко отвечает на чаще всего задаваемые вопросы горожан.

Почему новый храм предполагается строить именно в центре города?

- Для человека, долгое время живущего в городе, в котором  храм находится где-то на окраине, появляется искушение относиться к храму как к чему-то неважному. Иначе говоря, у человека в подсознании может сформироваться стереотип: раз храм находится на окраине города, значит, он представляет собой побочное явление городской жизни, то есть он не является одной из важных ее составляющих; ведь обычно всё важное поставляется именно в центре города: банк, магазин, библиотека, дом детского творчества и т. д. Духовные вопросы или решение проблем духовного порядка не занимают центрального места в зоне решения проблем этого человека. В нем не происходит надлежащего духовного роста, духовного развития, а это чревато в ряде случаев негативными последствиями.

Нельзя не согласиться с тем, что ежегодное сокращение народонаселения нашей страны на миллион жителей напрямую связано с всеобщей духовной деградацией. Совсем недавно патриарх Кирилл, путешествуя по Украине, в одном из своих выступлений сказал замечательную фразу: «Нравственность – это синоним выживания». Замечательна эта фраза своей точностью. Если мы живем бездуховно и безнравственно, мы ставим под угрозу свое физическое существование и существование всего народа, если народ в целом живет безнравственно. Поэтому духовные вопросы должны быть в центре нашего внимания, и храм в центре города призван помочь человеку выровнять свои пути перед лицом Правды, перед лицом Божьим.

В прошлый раз мы говорили об эстетическом и этическом влиянии православного храма на городскую жизнь и на жизнь каждого человека в отдельности. Средоточие духовной жизни людей, каковым является храм, не целесообразно выносить за пределы города или на его окраину. Это все равно, что вырывать из груди человека сердце – центральный орган человеческой жизнедеятельности, и определить его на периферии.

Лишите, например, Москву Кремля с его величественными белокаменными златоглавыми соборами, изымем еще Храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской и другие монастыри. Или Санкт-Петербург можно ли представить без Спаса на Крови (народное название храма Воскресения Христова, построенного на месте убиения императора Александра II), без Исаакиевского собора и Казанского? Или такие города, как Владимир, Суздаль, Великий Новгород, Псков, можно ли представить без православных храмов? Едва ли они в этом случае будут иметь свое лицо, свою историю, свою культуру.

Можно ещё вспомнить кинофильм «Ирония судьбы, или С легким паром». В этой картине наглядно показан результат лишения целых городов архитектурного разнообразия. Дома построены по принципу спичечного коробка, улицы и их названия одинаковы, даже ключ подходит к обоим дверям и мебель одинаковая с той лишь разницей, что кто-то пятнадцать рублей сверху положил при покупке, а кто-то двадцать. Долгое время в наших городах не было того эстетического элемента, который мог бы задеть душу человека, оказать воспитательное влияние, вдохновить на творчество. Обезличивание городов не могло не сказаться на жизни горожан.

В Евангелии есть замечательный образ - образ свечи, зажегши которую, человек не прячет ее под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы светила в доме всем. И если православный храм светит любовью, добром и правдой, то зачем его прятать, в этом действии нет внутренней логики. Маяк устанавливают для того, чтобы он указывал путь кораблям, с помощью этого маяка – православного храма человек уже не потеряется в жизни, но, преодолев не одну бурю, а может быть, и девятый вал, все-таки сможет дойти, доплыть до тихой пристани Царства Божия.

Какова будет реакция мусульман? Может быть, еще и мечеть надо будет строить в центре города?

- Что касается возможного строительства мечети в центре города, я думаю, мало кто будет возражать против этого мероприятия. Если найдется инициатор, сможет хорошо поставить дело, мечеть будет отвечать потребностям мусульман, в нем будет проповедоваться любовь и вестись разъяснительная работа о том, как следует понимать Коран и пять основных догматов ислама, в том числе и Джихад, то для мусульманской части горожан это будет хорошей поддержкой. Между христианами и мусульманами сегодня наблюдается взаимоуважение, и не стоит искусственно сталкивать между собой эти две религии. На 1-ом и 2-ом курсах Санкт-Петербургской духовной семинарии мы изучали ислам, иудаизм, буддизм и другие религии. Я думаю, это неплохо - знать различные религиозные традиции, при этом, конечно, сохраняя верность той религиозной традиции, которой ты принадлежишь.

Зачем новый храм строить именно в центре города, если молодежи нравится как раз обратное: проделать какой-то путь, прежде чем достигнуть храма? Молодежь любит путешествовать.

- В программе деятельности нашего прихода предполагается формирование молодежного движения. Я по своим годам являюсь представителем современной молодежи, и мне хорошо известно, что любит и чем увлекается молодой человек, поскольку и сам являюсь таковым. Кроме этого, председателем нашего приходского совета также является молодой человек. Среди учредителей прихода тоже есть молодые люди. То есть небольшой коллектив молодых людей у нас уже есть. Конечно, по мере того, как будет развиваться приходская жизнь, мы будем приглашать юношей и девушек вступить в нашу организацию. Поэтому одна из наших задач - организовать жизнь молодежного движения. При таком положении дел мы можем путешествовать не к храму, поскольку он будет рядом, а от храма... Куда именно - предстоит решить в будущем и совместно с молодыми людьми. Это может быть Дивеево, Петербург, Москва, Киев  или просто поход в лес. В подобных путешествиях пошлость или какой-либо негатив просто немыслим, он сам собой будет отпадать за ненадобностью. Поэтому это будет не только увлекательно для молодых людей, но и для души полезно.

Если храм будет около 3-ей школы, то как быть со звоном колоколов?

- Храм действительно будет около 3-ей школы, поэтому, если возникнут какие-то проблемы, компромисс мы найти сможем. Хотя в целом в Петербурге, в Москве это частое явление – храм в жилой зоне, и насколько я знаю, звон колоколов никаких проблем не вызывает.

Самый ранний благовест - одиночный удар в большой колокол - бывает в половине восьмого утра, он приглашает людей в храм к празднику, благовествует о начале богослужения. Если это будничный день, то подъем обычной городской семьи бывает в шесть, в семь часов утра, кому в сад, кому в школу, кому на работу, а кому в храм. То есть колокола не будут будить жителей раньше, нежели все члены семьи уже проснутся. Следующий звон, точнее перезвон, бывает около девяти часов утра, означающий кульминацию богослужения, то есть самый важный его момент - тайносовершительный. Звон, означающий окончание богослужения, бывает около десяти часов утра. Днем звон колоколов может означать начало таинства венчания или препровождение человека в мир иной в чинопоследовании отпевания. Ночью колокола звонят только на Пасху и на Рождество Христово. Таково приблизительное расписание звона колоколов. Я, например, сейчас живу вместе с семьей на территории храма преподобного Серафима Саровского в служебной квартире. У меня трое маленьких детей, и колокольный звон, который звучит совсем рядом, нисколько утром их не беспокоит, они продолжают спокойно спать, хотя вставать уже пора. А на меня он действует просто умиротворяюще.

Известен факт, что звуковая волна колокола на определенном радиусе очищает воздух от радиации, как это показали соответствующие приборы группы ученых, проводивших исследование. Так что воздух будем вдыхать полной грудью.

Откуда будут браться деньги на строительство храма?

- Один из жителей города заметил: «С миру по нитке, всем городом будем строить». Именно так оно и будет, это уже традиционный путь многих построенных и строящихся православных храмов. После того, как строительная площадка будет очищена и подготовлена, на ней временно установим небольшой молитвенный дом, в котором можно будет совершать богослужения и принимать заявки на совершение треб: крещений, отпеваний, венчаний, освящений домов и т.д. Вместе с этим будет организована продажа пока что самой простой церковной утвари. Благодаря богослужебной деятельности и реализации церковной утвари, будет формироваться небольшой приходской бюджет, большая часть которого будет задействована в строительстве храма, небольшая часть пойдет на содержание штата.

Кроме этого, уже сегодня устанавливаются специальные ящики для сбора денежных средств. Один ящик установлен в храме преподобного Серафима Саровского с позволения настоятеля протоиерея Владимира, другой - в магазине «Огонек» с позволения его директора Владимира Петровича. Немного позже еще несколько ящиков будут установлены в других магазинах города. В газете «Вперед» указаны банковские реквизиты для перечисления денежных средств. Иногда люди непосредственно в руки отдают пожертвование на строительство храма. Иногда жертвуют какие-то необходимые вещи и предметы, например, недавно был пожертвован сейф для хранения документов, печатей, денег, была пожертвована металлическая дверь. После начала строительных работ будем обращаться к чебоксарским  предприятиям с просьбой выделить строительные материалы. Иногда появляется крупная спонсорская помощь, предприниматель, который видит добросовестное выполнение работ и искреннюю заинтересованность людей, у него появляется желание помочь, вложить часть своего капитала в общее доброе дело.

Возможна в будущем организация при храме какого-либо ремесла или иного дела, приносящего доход, за счет которого также будут функционировать детско-молодежные структуры.

К сегодняшнему дню мы собрали около 20-ти тысяч рублей, сумма ничего пока еще не обещающая. Но благодаря этим средствам, мы смогли оплатить оформление документов по регистрации прихода православной церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, то есть на сегодняшний день мы уже имеем статус юридического лица, смогли изготовить печати и штампы нашей религиозной организации, закупить материалы для изготовления ящиков для сбора денежных средств, изготовлены они были безвозмездно.

Глава администрации города Алексей Александрович также обещал безвозмездное предоставление некоторых услуг со стороны администрации города. Таким образом, с миру по нитке и, дай Бог, храм будет отстроен и деятельность его развита.

Мы выражаем сердечную благодарность всем тем, кто уже вложил и в дальнейшем  будет вкладывать свою лепту в общее дело созидания православного храма.

Всего вам доброго и да хранит вас всех Господь.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
15 августа 2009
00:00
Поделиться
;