г. Шумерля Чувашской Республики

Взирая на их жизнь, преображаем себя

 

Семинар по духовному возрождению с таким названием будет проводиться в Шумерле начиная с сентября. Инициатива по его  проведению принадлежит учителю истории и права гимназии № 8 П.П. Галанюку.

Семинар представляет собой долгосрочный проект, в основе которого - 7 встреч, посвященных великим и замечательным личностям мировой и русской истории. Среди них Иоанн Павел II, Иоанн Кронштадтский, Елизавета Федоровна Романова, Александр Солженицын, Януш Корчак, Оскар Шиндлер, Дитрих Бонхёффер. Ведущими семинара будут священнослужители, преподаватели, ученые-религиоведы, филологи из Москвы, Казани и Алатыря.

Организаторы приглашают к участию в проекте всех желающих! Следите за дальнейшими объявлениями и не упустите этой уникальной возможности!

А пока газета попросила рассказать ПЕТРА ГАЛАНЮКА о целях и задачах семинара.

- Идея проведения семинара зародилась еще летом 2007 года, когда я пребывал в глубоких размышлениях, в процессе поиска новых путей воспитания, формирования духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения. Тогда я только начинал делать свои первые шаги на преподавательском поприще в гимназии № 8 и мне очень хотелось привнести что-то новое, более «действенное» в ее воспитательную систему. Моя инициатива была одобрена руководством гимназии, и уже в сентябре 2007 г. была проведена первая встреча, посвященная матери Терезе. Многие встречи впоследствии транслировались через систему видеоконференцсвязи гимназиям – участницам «Гимназического союза России», что позволило существенно расширить географические рамки семинара, и большему числу участников приобщиться к жизни таких личностей, как Альберт Швейцер, о. Александр Мень, преп. Сергий Радонежский, доктор Ф.П. Гааз, академик А.Д. Сахаров и др.

Разрабатывая контуры семинара, я исходил, прежде всего, из наиболее острых задач, поставленных перед современным образованием. Одна из них – воспитание, которой, увы, далеко не все школы уделяют должного внимания. Непреложным постулатом «человек – это не только биологическая природа, но и духовный мир» мало кто сегодня руководствуется в своей педагогической практике. Все чаще мы становимся свидетелями интеллектуального «пресыщения», напрочь лишенного нравственного начала. Зачастую это всего-навсего следствие современной секулярной рациональности и схоластического прагматизма… В корне неправильно, когда школа насыщает интеллектуально и при этом не воспитывает. Это губительно для самой сущности ребенка, и неизбежно ведет к разложению его целостности. Историк К.Д. Кавелин точно заметил, что «нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития…».

Следующее, из чего я исходил, – ценностные ориентиры современной молодежи. Не хотелось бы драматизировать, но реальность наших дней говорит сама за себя. Порой то, с чем приходится сталкиваться на улице (хамство, наглость, пьянство, разврат), вообще заставляет усомниться в наличии каких-нибудь ценностей. А слепое подражание кумирам, пустая трата времени, бесконечное праздношатание по ночам, Интернет-зависимость, пошлый нигилизм – как выразительно все это подтверждает слова русского пастыря (эмигранта), замечательного богослова XX века, прот. А. Шмемана: «В нашем мире сейчас царствует карикатура на человека, но не его подлинный образ». Отсюда и возникла цель семинара – воспитание образа достойной жизни, духовное возрождение через ознакомление с галереей судеб прекрасных и великих людей, которые по масштабу своей жизни и деятельности смогли подняться выше и стать людьми выдающимися. Дело здесь вовсе не в подражании, но в отождествлении себя, своего образа жизни с их жизнью. Найти свой путь в жизни, приумножить нравственные чувства, укрепить веру, стать лучше, чище и добрее, взирая на жизнь по-настоящему великих людей, которые жили согласно той истине, которую признавали и неизменно следовали вечным ценностям, – вот что важно!

О достижении столь высокой цели едва ли можно было говорить, если бы не системный подход. Таким образом, системность – это последнее, из чего я исходил. Мне было ясно, что одной встречей обойтись будет просто невозможно. Должна была быть целостная, органично выстроенная программа, рассчитанная на долгосрочную перспективу. В правильности избранного пути я еще более убедился после того, как в книге Е.А. Ямбурга «Педагогический декамерон» прочитал о том, что «сегодня речь должна идти о долгосрочных педагогических проектах, отдачу от которых можно получить спустя годы…».  

Что касается содержательной части семинара, то она прямо вытекает из классического принципа наглядности, который в наши дни рассматривается в основном применительно к процессу обучения. Мне думается, что роль наглядности не стоит умалять при организации воспитательной деятельности, поскольку и сегодня остается актуальным вопрос, прозвучавший из уст героя А.С. Грибоедова: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Прибегая к этому методу, мы по сути дела возвращаемся к истокам исконно русской традиции, поскольку персоналии издревле использовались на Руси как воспитательное средство. Есть древнее монашеское присловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни». 

Не могу не сказать о личностях, которые легли в основу семинара. Большинство из них – дети XX века, и это принципиально важно, потому что XX век стал временем беспрецедентных испытаний, невообразимых и тягостных особенно для тех, кто не прятал свою веру, кто отстаивал свою гражданскую и духовную свободу. Они пытались не выживать в условиях крайней нетерпимости, но жить полной жизнью с верой, надеждой и любовью! Это явно заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни вера, свобода, человеческое достоинство. Не следует изумляться, что среди подвижников наряду с православными есть католики и протестанты. Святость не имеет национальных, конфессиональных, расовых и иных границ. «Дух дышет, где хочет…».  

Будучи идейным вдохновителем семинара, мне сложно говорить о целесообразности его проведения в масштабах всего города. Семинар, безусловно, будет интересен всем тем, кто желает прикоснуться к истокам, обрести уверенность в будущем, обогатить свою внутреннюю жизнь, расширить кругозор, постичь глубинные пласты своего мировоззрения, окунуться в чудесную атмосферу духовной музыки и поэзии, приоткрыть завесу в мир подлинной красоты и благодати.

Кроме того, появится редкая возможность встречи и общения со священнослужителями, ведущими религиоведами и учеными России. Внимание может вызвать и другой любопытный факт: первую встречу, посвященную Иоанну Павлу II, будет проводить А.Ю. Корнеев, доктор богословия, представитель Католической церкви, получивший образование в Польше – стране, подарившей миру первого Папу-славянина. Соответственно, встречи, посвященные Иоанну Кронштадтскому и Дитриху Бонхёфферу, будут проводить представители Православной и Лютеранской церквей. Среди почтенных гостей хотелось бы выделить Е.Б. Смагину и С.М. Панич, встречи с которыми, несомненно, обогатят и надолго останутся в памяти.         

В рамках семинара будет проведено 7 встреч (сентябрь 2009 г.- апрель 2010 г.) и это символично: столько дней Бог созидал мир. Это число полноты. Встречи будут проходить в два сеанса. Первый – в гимназии № 8 с трансляцией через систему ВКС учебным заведениям России. Второй – для всех желающих в детской школе искусств № 1.

Смею надеяться, что в нашем городе есть люди, кому дороги история и нравственно-религиозные убеждения, кто желает хранить и защищать их как общее, абсолютное благо, не навязывая принудительно вопреки всем видам цинизма и нигилизма.

Из  Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

«Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются: расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры».

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
05 сентября 2009
00:00
Поделиться
;