г. Шумерля Чувашской Республики

Учить по-новому нам по силам!

 

Отзвенели первые звонки на торжественных линейках, посвященных началу нового учебного года. Улыбающиеся детские мордашки, взволнованные лица родителей, теплые слова и поздравления. Кажется, каждый сентябрь начинается одинаково. И все же, каждый учебный год начинается всегда по-новому, по-особенному.

Оглядываясь назад, мы видим, что сегодня наблюдается позитивное отношение граждан к системе образования в целом, которое произошло вследствие открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании. Это наглядно показало августовское совещание педагогов нашего города, на котором присутствовали и представители общественности. Важный разговор состоялся вокруг национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» задает два вектора: развитие учительского потенциала и система поддержки талантливых детей. Не каждый человек, не работающий в системе образования, представляет, что сегодня для учителя мало просто хорошо давать уроки, не менее важно умение, нацеленное на развитие индивидуальных и творческих способностей личности, на формирование инициативности и стремления к самосовершенствованию, что возможно только в результате сотрудничества учителя и учащихся.

Включить учащегося в научно-познавательную и поисково-творческую деятельность может учитель, систематически применяющий исследовательский подход в обучении, следовательно, он сам должен обладать качествами творческой личности. Вот поэтому необходимы в частности новые подходы к методической работе в школе: перенос акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч. духовной, кругозора, системности мышления учителя; последовательное развитие внутришкольной методической работы (ВМР) от коллективных форм к самообразованию, от принудительно-обязательного участия в методической работе к добровольному; выбор оптимальной для своей школы структуры ВМР; ориентация ВМР на развитие образовательного учреждения.

В структуре ВМР нашей школы третий год работает экспериментальная проблемно-творческая лаборатория «Развитие учителя», задача которой состоит в совершенствовании творческих способностей учителя, реализации сотрудничества через участие в конкурсах профессионального мастерства.

Сегодня в ней объединены в едином педагогическом поиске 18 учителей (это 42 % всего педколлектива). Впечатляют результаты работы лаборатории, представленные в материалах участия в конкурсах профессионального мастерства (не говоря уже о том, что все члены лаборатории повысили свою профессиональную квалификацию на соответствующих курсах в образовательных учреждениях нашей республики и за ее пределами). Так, участниками Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 гг. и 2008-2009 гг. стали учителя начальных классов Т.С. Борькина и Л.А. Смирнова, учителя русского языка и литературы Г.И. Халилулина и Н.И. Уланова, учитель географии Н.И. Дмитриева, учитель истории и обществознания Л.В. Осипова, учитель английского языка Н.В. Юкланова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Г.В. Макарова. Все они стали обладателями дипломов московского издательского дома «Первое сентября» за представление своего опыта на всероссийском уровне и сертификатов о публикации их статей на сайте фестиваля «Открытый урок», в печатных сборниках тезисов всех работ и в электронных сборниках полных версий всех работ этого фестиваля.

Два учителя участвовали в другом проекте издательского дома «Первое сентября» - фестивале исследовательских и творческих работ школьников «Портфолио». Г.В. Дианская стала педагогом-руководителем работы ученицы 7 В класса Н. Пояндаевой «Свадебные обряды верховых чуваш» (раздел «Краеведение»), Т.В. Ермишина – педагогом-руководителем работы ученицы 11 В класса О. Одровой «История Британских монархий и их вклад в развитие Англии» (раздел «История»). И девочки, и их руководители также стали обладателями дипломов, печатных и электронных сборников всех работ фестиваля.

Активное участие приняли члены творческой лаборатории во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок». 12 учителей стали финалистами этого конкурса: Т.С. Борькина, Н.И. Дмитриева, Р.Н. Мушлайкина, М.В.Сивохина, Н.В. Юкланова, Г.И. Халилулина, М.В. Аганина, Л.В.Осипова, Т.В. Ермишина, Е.К. Бакаева, Н.П.Михеева, Г.В.Макарова. Из них первые пять учителей выезжали в Москву и принимали участие в финальных мероприятиях конкурса: давали мастер-классы на всероссийском уровне, прошли курсы повышения в Московском институте открытого образования, участвовали в культурной программе конкурса. Их собственные портфолио пополнились соответствующими сертификатами, удостоверениями, грамотами Федерального агентства по образованию.

Педагог-психолог школы О.В. Ляпнева стала призером республиканского конкурса на лучшего классного руководителя. Учитель начальных классов Т.С. Борькина стала дипломантом V республиканского конкурса проектов выпускников программы «ИНТЕЛ»-обучение для будущего. Учитель физики Р.Н. Мушлайкина заняла первое место на 19-м республиканском методическом фестивале учителей физики и математики, а учитель географии Н.И. Дмитриева заняла третье место на 3-м республиканском методическом фестивале учителей географии.

Успешно реализуют сотрудничество с учениками при развитии их творческих способностей учителя начальных классов Т.С. Борькина и М.В. Сивохина. Т.С. Борькина стала руководителем исследовательских работ своей ученицы К. Кулаковой, вместе с которой они приняли участие в республиканских научно-практических конференциях «Юный исследователь» и «В поисках истины» (приз зрительских симпатий). Воспитанница М.В. Сивохиной И. Лимонова со всоей исследовательской работой победила в номинации «Ораторское мастерство» на V республиканской научно-практической конференции. Кроме этого, М.В. Сивохина смогла «зажечь» весь свой 2 А класс стать участниками большой республиканской олимпиады младших школьников «Радиус». Учительница за счет своего личного времени умело организовала для этого поездку детей в Чебоксары, где второклассники заняли 17 и 18 места по республике, что совсем не плохо для начала. Не отстали от своих сверстников и ученики 2 Б класса, которые тоже приняли участие в этой олимпиаде.

На прошедших 24 августа на базе нашей школы секционных августовских совещаниях учителей были заслушаны творческие отчеты Т.С. Борькиной и М.В. Сивохиной. Т.С. Борькина провела мастер-класс на тему «Творческая лаборатория учителя», во время которого наглядно показала, как оборудованное в ее кабинете автоматизированное рабочее место учителя помогает ей создавать качественно новое обучающее пространство для своих учеников. К слову, Т.С. Борькина стала обладателем двух грантов главы городской администрации за участие в конкурсах лучших учителей. М.В. Сивохина провела мастер-класс на тему «Развитие творческих способностей младших школьников». Обе учительницы показали свободное владение компьютером, информационными и мультимедийными технологиями, выпустили буклеты для всех присутствующих в аудитории.

Развитие учительского потенциала найдет свое продолжение и в новом учебном году. В школе разработана на новый учебный год соответствующая стратегия. Ведь на современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. В связи с этим возникла необходимость иного построения работы всего педагогического коллектива. Для решения проблем школе требуются педагоги с новым мышлением, владеющие основами рефлексивной культуры, способные использовать в своей работе новые педагогические технологии и современные технические средства обучения. Как показывает практика, такие педагоги, к счастью, у нас есть.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
12 сентября 2009
00:00
Поделиться
;