г. Шумерля Чувашской Республики

Скажи мне, кто ты?

 

Защита персональных данных последние годы была и остается одной из наиболее острых проблем в информационных отношениях между гражданами, государством, корпорациями. За это время санкций со стороны государства практически не было. Для организаций, обрабатывающих персональные данные (ПД) граждан, так называемых операторов ПД, лишь предусмотрена отсрочка в выполнении требований Федерального закона «О персональных данных» до 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - закон) регулирует отношения, которые имеют непосредственное отношение к обработке ПД. Данная обработка осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таковых средств. Таким образом, ими являются работодатели, организации сотовой связи, редакции газет, туристические компании, страховые организации, управления ЖКХ, учреждения здравоохранения, детские сады, школы и другие образовательные учреждения, кредитные учреждения и иные юридические лица, осуществляющие обработку ПД в своей деятельности.

На какие же отношения не распространяется действие закона? Сфера влияния данного закона не распространяется на ряд отношений, а именно, возникающие при: осуществлении обработки данных физическими лицами исключительно для личных нужд и не влекущими за собой нарушения прав граждан; при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих ПД документов Архивного фонда РФ; при обработке данных, подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах; при обработке ПД, отнесенных в установленном порядке к сведениям, которые составляют гостайну.

В ст. 6 закона указано, что  обработка ПД может осуществляться оператором с письменного согласия гражданина. А также в соответствии со ст. 9 закона гражданин принимает решении о предоставлении своих ПД и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом. Но по этому поводу у граждан могут возникнуть вопросы.

Например, о том, что на самом деле у человека нет выбора, предоставлять свои данные или нет, в ДЭЗ, паспортный стол и т.д. Никакое государственное управление без информации о гражданине невозможно - нам же каким-то образом выдали паспорт с соответствующими номерами. Тем не менее, в мире исходят из следующего принципа - законом могут быть установлены случаи обязательного предоставления физическим лицом своих данных.

Возникает право предоставлять государству или иным лицам информацию, а также право ограничивать условия использования данных сведений. Например, в паспортный стол информацию предоставили для целей получения соответствующего документа. Никакой иной цели при этом не преследовали. И у соответствующего государственного органа возникает обязанность, по которой без разрешения эти данные из паспортного стола, например, в систему образования, предоставлены быть не могут.

Вправе ли физическое лицо представлять ПД своих близких родственников?  Такое возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами. Письменное согласие нужно и в случае со своими личными данными гражданина. Подписи под общей фразой «Я согласен на сбор и обработку своих персональных данных» здесь будет недостаточно. Письменное согласие гражданина на обработку своих ПД должно включать в себя: Ф.И.О., адрес гражданина, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; наименование  и адрес оператора, получающего согласие гражданина; цель обработки ПД; перечень ПД, на обработку которых дается согласие гражданина; перечень действий с ПД, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки ПД; срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Получение согласия на обработку ПД по телефону, посредством СМС-сообщений   действующим   законодательством   Российской Федерации не установлено.

Какую информацию имеет право получить от оператора гражданин до предоставления им своих ПД? Прежде всего, конечно, информацию об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора ПД, относящихся к соответствующему гражданину. Гражданин также имеет право на ознакомление со своими ПД, имеющимися у оператора.

Также от оператора гражданин может потребовать уточнения своих ПД, их блокирования или уничтожения в случае, если ПД являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Немаловажным моментом, который отмечен в ст. 17 закона, является то, что, если гражданин посчитает, что оператор осуществляет обработку его ПД с нарушением требований Закона или иным образом нарушает его права и свободы, то в этом случае гражданин вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД или в судебном порядке. А также гражданин имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе и на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. Оператор до начала обработки ПД обязан уведомить Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о своем намерении осуществлять обработку ПД.

Если при обработке ПД организацией нарушаются права гражданина, он вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефоны указаны на официальном сайте Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.rsoc.ru.

Кто должен запрашивать согласие работников предприятия на обработку ПД при их передаче для обработки другому оператору? В данном случае, получить согласие работника на передачу его ПД для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает работник.

К сожалению, как правило, всевозможные нарушения требований закона носят разнообразный характер. Ярким примером таких нарушений является размещение списков должников по жилищно-коммунальным услугам на дверях подъездов жилых домов; опубликование в периодических печатных изданиях списков граждан, имеющих задолженность по налогам и сборам. Ст. 24 закона за нарушения предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
16 декабря 2009
00:00
Поделиться
;