г. Шумерля Чувашской Республики

«Я более русская, чем многие из русских»

 

Кто мог произнести эту фразу? Иностранка? По какому поводу? Очевидно, в момент обвинения? Кому она адресована? Бывшим друзьям? Настоящим врагам?

Такой каскад вопросов может рождать очень интересная тема, ярко представленная, оставившая заметный след  в душе слушателей,тем более если эти слушатели — постоянные участники семинара «Взирая на их жизнь, преображаем себя», автором которого является учитель истории и права гимназии № 8 П.П. Галанюк.

15 декабря состоялось третье занятие в рамках этого семинара, посвященное Святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Федоровне Романовой.

П.П. Галанюк выбирает именно те человеческие судьбы, которые не просто утопают в калейдоскопе событий, но являют собой тот высочайший  образец духа, нравственности, воли, интеллекта, красоты, что делает их не просто героями своего времени, а величайшим достоянием человечества, ибо именно они лучшее доказательство того, что человек способен подниматься  высоко в своих чаяниях, помыслах и делах.

Именно таковы были Иоанн-Павел II, Иоанн Кронштадтский, которым посвящены семинары в сентябре и октябре. Галерею таких  людей,   чья жизнь стала образцом служения высокого звания человека, продолжает Е.Ф. Романова.

Англичанка со стороны матери, немка со стороны отца, принцесса по рождению, воспитанная в протестантской вере, она, обретя свою судьбу в России, став женой Великого Князя Сергея Александровича Романова, перешла в статус Великой русской Княгини, исповедующей православие.

Редко кому из нас удавалось заглядывать на страницы биографии той, которая добровольно из блестящих светских раутов и салонов перешла в мир бедных и страдающих. И сделала это сознательно.

Семинары по духовному возрождению обрели свою стабильную форму: слово лектора сопровождается компьютерной презентацией, стихами и музыкой, подобранной и исполненной с большим вкусом.

Гимн Д. С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» звучит традиционно на всех семинарах. Однако в этот раз он прозвучал по-новому, в исполнении учащихся гимназии № 8 и учителей гимназии и ДСШ №1. И в этом красивом многоголосье - большой смысл. Два поколения слились воедино: Великая Княгиня одинаково интересна и нужна любому возрасту.

В самом деле. Старшее поколение росло на тех авторитетах, чьи имена были овеяны славой подвига во имя Отечества. Сейчас эти подвиги подчас иначе интерпретированы, в биографии героев переставлены акценты, оценки пересмотрены.

  Однако всплывают незаслуженно забытые имена, теперь их час. Час Е.Ф. Романовой, Великой Русской Матушки, которая из ослепительно красивой женщины превратилась в образец милосердия, самоотверженности и терпения.

Это она, очаровательная принцесса, ездит в больницы для бедных, устраивает приют для сирот, во время русско-японской войны организует мастерские по пошиву солдатской одежды, организует комитеты помощи жертвам войны.

Это она, красивейшая женщина Европы, едет в тюрьму к террористу, от руки которого погиб  С.А. Романов, московский генерал-губернатор. Едет не с целью излить свою ненависть, а с целью убедить убийцу раскаяться в  содеянном.

Это она, утонченная аристократка, до рассвета остаётся у постели тяжело раненного в больнице созданной ей Марфо-Мариинской обители.

Именно этим привлекательна личность Елисаветы Фёдоровны  Романовой для старшего поколения.

А что же юные? У них свои приоритеты, свои предпочтения. У них даже книги другие. И.А. Бунин сейчас едва ли не главный авторитет в русской литературе ХХ века. Юные читают его «Чистый понедельник», рассказ, связанный с Марфо-Мариинской обителью. Воздвигнутая Е.Ф. Романовой  в память о погибшем муже, она стала цитаделью благоденствия больным, нуждающимся и страждущим.

Сложнейший бунинский рассказ, высоко ценимый самим автором, в свете судьбы Елисаветы Фёдоровны приобретает особую значимость, становится доступным молодому читателю, поражает глубокой философией жизни.

Марфо-Мариинской обители в 2009 году исполнилось 100 лет. Этот юбилей для современного человека наполнен особым смыслом: нас ожесточает терроризм, делает нетерпимыми. Однако Елисавета Фёдоровна тоже стала жертвой террора. Своими руками складывала останки погибшего мужа на  носилки. Как  у неё хватило сил остаться после этого воплощением добра и  благородства? И это был не  предел её мучений.

Арестованная в 1918 году как член царской семьи, она закончила свой жизненный путь в муках: была вместе с другими членами семьи сброшена палачами в  шахту. И даже здесь она пыталась облегчить участь тех, кто нуждался в помощи. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалёку от шахты, слышал, как из глубины звучала Херувимская песнь - это пели мученики.

А слушателей семинара поднимало вверх церковное песнопение в исполнении учителей ДШИ №1 и гимназии № 8: «Боже,  дай терпение, в  день,  когда придёт скорбь и искушение, облако  невзгод».

Вечер закончен,  на   экране  небесная красота той, кто не сломился  под действием испытаний и ложных наветов, что она немецкая шпионка. 

«...я более русская, чем  многие из русских»,- говорила она.

Нас, зрителей, утешало то, что  Великая  Княгиня  проживает  свою вторую жизнь не где-то там,  в лучшем из миров,  а здесь, в актовом зале ДШИ № 1 под звуки нежного ноктюрна Фильда в  исполнении учительницы  Е. Долговой, на  фоне которого так зримо  обретают плоть стихи К. К. Романова,  известного под псевдонимом К.Р., посвящённого Елисавете Фёдоровне: «О, верно, под твоей  наружностью  прекрасной такая же прекрасная душа»...

Стихотворение звучит в исполнении юной Наташи Васьковой, ученицы 6 класса гимназии № 8. И это важно: поднимается новое поколение, душа которого прикоснулась к Высокому, Великому, Вечному.

И вы, уважаемые читатели, сможете это сделать. В январе мы ждём вас на очередном заседании  нашего семинара. Следите за рекламой.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
15 января 2010
00:00
Поделиться
;