г. Шумерля Чувашской Республики

Нравственность, основанная на религиозности, незыблема

Зачем строить новый храм, если ныне действующий храм преподобного Серафима Саровского мало кто посещает, и он далеко не всегда бывает заполненным людьми? Неужели в новый храм будут ходить?

 - Храм устанавливают не только для того, чтобы он был полон людьми каждое воскресенье. Например,  если к памятнику,  посвященному погибшим воинам во Второй мировой войне,  люди приходят только один раз в год,  9 мая, это ведь не означает, что его не надо устанавливать. Храм – это памятник культуры, просвещения, а в будущем и памятник архитектуры. Именно с христианизацией Руси начинается её просвещение, появляются книги, развиваются архитектура, музыка, живопись и т. д. Воинам тоже посвящаются  храмы – Святому князю Александру Невскому, Святому князю Даниилу Московскому и другим. Новый храм будет строиться в честь Святого Апостола Иоанна Богослова – «воина Христова» - миссионера, который, завоевав сердца людей Евангельским благовестием, пленил их любовью Христовой. Храм – это и память о великих благодеяниях Божьих,  проявленных роду человеческому.

Кроме этого, очень многое зависит от деятельности храма. Во сколько же раз может возрасти педагогическое значение православного храма в случае организации при нем  активной социальной духовно-культурной просветительской деятельности?

Ведь мы не можем отрицать очевидного влияния нравственного образа жизни народа на его же благосостояние, на благосостояние общества и государства в целом. Более того, как заметил святейший патриарх Кирилл, нравственность – это синоним выживания. Безнравственность, соответственно, чревата расстройством нормального течения жизни человека. Для подобного рода выводов, думается, особых доказательств не требуется – ежегодное сокращение народонаселения нашей страны на миллион жителей  напрямую связано с духовным вакуумом, образовавшимся в результате отвержения духовных ценностей, которые по своей сути являются жизнеутверждающими.

Поэтому задачей строящегося православного храма должно стать образование детско-молодежных структур с целью помочь формированию в сознании молодого,  крепнущего,  духовного организма системы духовных ценностей.

.Если нравственность человека будет основана на религиозности, она будет незыблемой.

.Если удастся влюбить молодых людей в Родину, они станут патриотами.

. Если они поймут, что труд имеет целью подарить человеку благородство, а не только деньги, то качество производительности и уровень жизни значительно повысится.

. Если они поймут, что современное, так называемое сексуальное, просвещение разрушает основу семьи, то институт семьи в стране будет крепнуть, следовательно, будет крепнуть и само общество.

. Если человек научится дорожить жизнью и благоговейно к ней относиться как к чуду, то значительно сократится количество абортов, суицидов и прирост населения будет обеспечен.

. Если мы сможем подарить человеку смысл жизни, то будет кому жить на нашей земле, защищать её и способствовать её процветанию.

Как быть со звоном колоколов, если храм будет стоять возле жилых домов? Я не люблю, когда под окном что-то стучит или гремит!

-  Я живу среди людей и тоже не люблю, когда кто-то матерится, курит, ругается, или когда гремит пошлая музыка. Тем не менее, приходится сносить и верить, что в будущем у человека может что-то измениться в душе, и он будет себя иначе вести. Когда я учился с братом в 10-м  классе среднеобразовательной школы, одноклассники знали, что мы посещаем храм, часто на уроках рождались дискуссии, в которых мы неплохо держались, может быть, поэтому нас уважали и старались в нашем присутствии не употреблять матерные слова.

Кто смотрел по телеканалу «Россия» научно-популярный кинофильм «Вода», тот помнит показанный там научный эксперимент с зернами риса. Использовались три стеклянные емкости с водой и рисом. Подходя к одной из них экспериментатор произносил слово «дурак», у другого сосуда просто молчал, а у третьего произносил слово «спасибо». И так на протяжении некоторого времени. В итоге в сосуде, у которого произносили слово «дурак», рис был почерневший, испорченный, с неприятным запахом. В сосуде, у которого молчали, - просто немного набухший рис с мутноватой водой. А в сосуде, у которого говорили спасибо,-  набухший рис с розоватой водой и приятным запахом.

Почему же, когда на нас льется шквал грязи и грохочет пошлая музыка, люди молчат? Наверное, привыкли. Нет, больше - такая жизненная атмосфера стала модной. А когда среди этого шума появляются нотки, благовествующие о вечном, появляются возражения?

Кто-то из горожан правильно заметил, что вкусы и интересы у всех разные. Представляете, если бы все друг другу яро противостояли во вкусах и интересах, жизнь была бы невозможной. Поэтому благозвучным ноткам колокола, думаю, надо уступить место среди разнообразного городского шума.

Актуально ли в период экономического кризиса заниматься строительством храма?

- Поскольку любому внешнему кризису предшествует внутренний духовный кризис, то строительство храма считаю своевременным. Приведу всего пару примеров.

Состоятельный человек, освящающий иномарку, чаще всего жертвует священнику в среднем 50-150 рублей. Пенсионерка, освящающая старенький дом, жертвует в среднем 300-500 рублей, и когда отказываешься от такой суммы, она возражает: «Что ты, батюшка, не обижай, дорогой!». Невольно такую закономерность наблюдаешь: чем богаче человек, тем больше он жалеет свой капитал. Не со всеми, конечно, состоятельными людьми так происходит. Бывает, и предприниматели храмы строят, а в прошлом и князья храмы строили.

А вот другой пример. Пенсионерка приносит на строительство храма 100 рублей и с радостью сообщает: «Скоро добавят к пенсии 500 рублей, как раз эти лишние 500 рублей и будем приносить на строительство храма». Смотришь и удивляешься - живет скромно и кризис  ей нипочем. У такого человека, видимо, приоритетом являются духовные ценности.

И не стоит переживать тем, кто не склонен к пожертвованию на строительство храма, не насильно ведь деньги отбираем. Будут жертвовать те, кому храм нужен. Я среди них, и свою копейку вкладываю, и здоровье,  и время безвозмездно посвящаю этому проекту, потому что вижу -  нужен храм людям!

Зачем нам навязывать христианство, если известно, что Иисус Христос нес определенное учение, которое Его ученики трансформировали в святые Евангелия, а затем, в 325 году на Никейском Соборе Христос большинством голосов был назначен Богом?

-  Несколько в дерзкой форме прозвучал этот вопрос, тем не менее, я счел необходимым на него ответить. Стоит ли с такой уверенностью писать о событиях, имевших место не одно тысячелетие назад, в то время как ученые ломают головы над событиями, происходившими в прошлом столетии,  и, похоже, к единому мнению, как это часто бывает, прийти не смогут. В учебниках по истории так и останутся различные версии по поводу того, что же все-таки происходило в начале 20-го столетия, кто прав, а кто виноват? Все не так просто,  как кажется на первый взгляд. Нельзя, выхватив из энциклопедии по религиоведению какие-то общие сведения о христианстве, порой искажающие его суть и историю, заявлять, что я знаю христианство достаточно хорошо. Это все равно, что школьник начальных классов, научившийся считать сдачу в магазине, будет полагать, что он усвоил высшую математику...  Он еще не задумывался над тем, что эти формулы могут пригодиться ему, когда он будет решать что-то на более высоком уровне, конструировать, например, какой-то сложный объект. Вот так и в духовной жизни человека. Есть примитивные взгляды на религиозность, на духовность, и они нужны человеку просто так, как говорится, для общего развития, чтобы не показаться безграмотным перед другими людьми. А когда человек желает решить задачу более высокого уровня, как, например, преодолеть в самом себе плохие привычки и тем самым стать ближе к Богу, или решить для самого себя, что христианство дало миру, каковы его плоды, то для решения таких задач порой уходит вся жизнь, и энциклопедией тут не обойтись.

Вы пишете: «Известно, что Иисус Христос нес определенное учение...». Вопрос: Откуда вам об этом известно? Второй вопрос: Какое определенное учение, в чем оно состояло? Все книги и энциклопедии, дающие сведения о Христе, основываются на Евангелии. Евангелие для них первоисточник. Из чего же оно (Евангелие) трансформировалось? Устную речь Христа мы не можем знать, а это необходимо для сравнения с написанным в Евангелиях. Устную речь Христа знали только те, кто за Ним следовал. Апостолы и записали все, что видели и слышали, преподав людям благую весть о том, что человечеству отныне даровано спасение от греха и смерти и не в исполнении моральных предписаний, которые сами по себе оказались бессильными помочь человеку, а в Нем, в Боге, в Его Голгофской Жертве и Воскресении. Поэтому Христос не моралист, не проповедник, и даже не пророк, Он – Бог. В противном случае ничего бы особенного не произошло, не началась бы новая христианская эра, не наступил бы Новый Завет.

Апостол и Евангелист Лука, например, мог делать сравнение между жизнью, речью Христа и тем, что о Нем писали. А писали очень много, заинтересованность личностью Христа была огромной. Апостол Лука, обращаясь к некоему господину Феофилу, очевидно недавно крестившемуся, начинает свое Евангелие такими словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».

Здесь было бы своевременным вспомнить еще один вопрос одного из участников дискуссии о том, кто может доказать историчность Христа, Его реальное рождение в определенное историческое время. Так вот, сведений о Христе, как об исторической личности и о Его реальном рождении, мы найдем в несколько раз больше, чем сведений о рождении того, кто этот вопрос задал. Наша беда в том, что мы не имели возможности прикоснуться к реальной библейской и богословской науке и по сей день многие живут какими-то мифами о христианстве, ничего доподлинно не зная о самом христианстве.

На западе, к слову будет сказано, библейские научные журналы в 10 раз количественно превышают все остальные вместе взятые научные журналы по медицине, технике, биологии и т. д. Интерес ученых к библейским книгам безмерный,  именно они дают обширнейшее поле для научной исследовательской работы. У нас в стране в советский период, как известно, эта наука была запрещена,  в этом отношении пробел в наших знаниях весьма ощутимый.

Возвращаясь к Апостолу Луке. Он был образованным человеком – врачом, историком, художником, хорошо знал топографию Палестины. Научно и последовательно излагает события, связанные с жизнью Христа. Профессор Уильям Баркли замечает, что приведенный выше отрывок из Евангелия написан самым лучшим греческим языком. Лука применяет здесь ту самую форму предисловия, которую обычно употребляли великие греческие историки. Например, Геродот начинает так: “Сие - результат исследований Геродота Галикарнасского”. Апостол Лука был уверен, что пишет величайшую в мире историю, и лишь наилучшее достойно ее.

Как известно, с самого начала в ранней Церкви только четыре Евангелия были признаны подлинными, остальные отвергнуты как подложные. В древности были свои критерии, по которым разделяли так называемую желтую прессу и авторитетные источники.

На Вселенском Соборе в Никее 325-го  года, на котором присутствовали  318 представителей всех тогда существовавших поместных церквей, вовсе не решался вопрос божественности Иисуса Христа. Божественная сущность Христа для участников Собора была вне всякого сомнения. Его жизнь среди людей после Воскресения из мертвых уверила их в Его божественной природе. Однако, не является Он после Своего Воскресения распинавшим Его, ни Понтию Пилату, ни воинам, ни фарисеям, чтобы сказать: «Вот, смотрите, Я воскрес, а вы Мне не верили», как обычно поступают люди, доказывая свою правоту. Христос не насилует волю человека, навязывая Себя: «Если вы распяли Правду, это ваш выбор, за который вы несете ответственность». И Он не поражает их каким-либо наказанием или смертью за неверие, давая возможность что-либо изменить в своей жизни к лучшему, давая возможность, раскаявшись, прийти к праведной жизни.

В одной из Евангельских притч есть эпизод, когда нечестивый богач после своей смерти,  оказавшись на месте мучений, просит Авраама, чтобы он послал праведного Лазаря к своим братьям засвидетельствовать им о реальности загробной жизни. Но Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если кто и из мертвых воскреснет, не поверят». И это действительно так. Когда Господь воскресил четверодневного Лазаря и вызвал его из гроба, фарисеи хотели убить Лазаря, чтобы слава о Христе не распространялась. Вот так зависть застилает глаза человека, и, если он не желает верить, никакие аргументы и факты не смогут сломить его черствости. Не имеет смысла что-либо доказывать человеку, если Правда для него становится неприятной и невыносимой. Поэтому и христианство вслед своему Учителю не навязывает себя, а предлагает.

Итак, на 1-ом Вселенском Соборе 325-го  года не решали вопрос большинством голосов: Бог ли Христос или нет? В Его божественности никто не сомневался. Задача была совершенно иная, необходимо было выработать точный текст православного вероучения, имея который каждый христианин мог бы отражать нападки еретиков. Этот текст, получивший название «Символ веры», и по сей день читает каждый, принимающий Таинство Святого Крещения или участвующий в таинстве Евхаристии.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
29 января 2010
00:00
Поделиться
;