г. Шумерля Чувашской Республики

Листая отцовский дневник

 

Мой папа – Александр Семенович Семенов участник Великой Отечественной войны. Родине служил с 1939 по 1958 годы (начал со звания лейтенанта, закончил подполковником). Он был участником Сталинградской, Курско-Орловской битв, освобождал Украину (Белгород, Харьков, Львов), участвовал в боях на Сандомирском плацдарме, на дальних подступах к Берлину, в освобождении Праги.

Во время войны папа вел дневник. Об этом он никому не рассказывал. Лишь после его смерти, в 2001 г., я увидела одну из тетрадей. Я часто перечитываю папины записи, узнаю много нового, интересного о войне, о солдатах второй мировой, о защитниках нашей Родины. При жизни папа много писал в газеты о Великой Отечественной, очень хотел, чтобы молодёжь знала о героизме и мужестве солдат-победителей. В годы войны защитникам Отечества было от 18 до 30 лет. Молодые были… А сколько им досталось! 

Папа не любил нам рассказывать о войне. Он говорил: «Романтического там нет ничего. Не хочу, чтобы вы пережили то, что пришлось нам испытать в этой проклятой войне!». Его воспоминания, переживания свято хранят тетрадные листы…

Из дневника:

«Самое ужасное на войне… Потерять друга, солдата, с которым ты только разговаривал, шутил, смеялся, мечтал. Артобстрел, когда в траншеи, окопы падают десятки бомб. Когда вверх летит не только земля, но и головы, руки, ноги только что лежащих с тобой товарищей-солдат, и нет в это время спасения, помощи (кроме зенитчиков, но и им не сладко). Когда знаешь, что бесполезно посылать на задание, поднимать в атаку своих солдат. Знать, что их сейчас убьют, но - надо, а вдруг «повезёт», получится…».

И вновь перелистываю одну, другую страничку дневника, который с полной уверенностью я могла бы назвать рукописной книгой мужества.

Из дневника:

«Нарушена связь, а без неё на войне – беда. Посылаю солдата-связиста «наладить связь». Жду, посылаю второго, третьего, четвертого, пятого – безрезультатно. Связи нет, трубка молчит.

Вбегает штабист: «Где твоя связь?». В руках пистолет: «Иди сам» (это мне). Он в истерике. Взял с собой шестого, сам седьмой. Ползем поодаль от кабеля. Тишина. Слышим немецкий говор. Притихли – они около кабеля. Делаю знак обойти слева, сам - справа, ровно через 3 минуты даём автоматную очередь с двух сторон. Тишина. Встаём, идем по кабелю. Находим место, где кабель порван».

Читаю следующую запись и не могу сдержать нахлынувших эмоций – такое никогда не должно повториться!

Из дневника:

«Из общего числа жителей хутора Еланец расстреляно более 100 человек в упор. В живых остались 6 человек (они скрылись в надёжном месте, не нашли их фашисты).

 Страшное зрелище: видимо мальчик лет 5-6 попытался укрыться в собачьей конуре, после того, как пристрелили его мать с грудным ребенком, дедушку и даже собачку. Голова мальчика была в конуре, а нижняя часть тела - снаружи, там и настигла его фашистская пуля. Пять трупов в одном дворе. Многих расстреливали в упор из окон. Дома разрушены артобстрелом. Как земля носит таких извергов? Кто их породил? Неужели земля еще родит извергов?»

За праздничным столом 9 мая папа любил рассказывать о случае с косым. Ранним утром в один из июньских дней 43-го года он и его солдат, получив задание, отправились его выполнять. Кругом лес, овраги, поляны, изрытые от бомбёжек. Тихо.

Миша, так звали солдата, всю дорогу шепотом рассказывал анекдоты. Они выполнили задание и через два дня возвращались к своим по тому же маршруту. Осталось идти немного. Начался артобстрел. Спасением для них была землянка. Не успели они там разместиться, как к ним молнией влетел заяц. Косой стукнулся о стену землянки, сел. На людей – ноль внимания. Сел и стал лапками мордочку свою чистить, шерстку. Миша накрыл зайца плащ-палаткой. А когда стали заталкивать косого в вещмешок, он оказал упорное сопротивление, кричал страшно. Они принесли зайца в землянку к начальнику штаба. Тот велел выпустить его в землянку командира полка. 

Полковник пришёл, открыл дверь, а из землянки  пулей  выскочил заяц. Командир сначала растерялся, потом закричал: «Держите его!». Но косого и след простыл. В перерывах между боями седой полковник любил вспоминать косого, рассказывал эту веселую историю молодым солдатам. 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
05 февраля 2010
00:00
Поделиться
;