г. Шумерля Чувашской Республики

Преданные забвению

 

Мой дядя по материнской линии, Николай Васильевич Гущин, родился в 1922 году в деревне Новая Екатериновка Курмышского района Горьковской области (сегодня Ядринский район Чувашской Республики). После окончания в Курмыше 10 классов он был призван военкоматом и направлен в Кострому в военно-инженерное училище на учебу. Затем в звании лейтенанта был направлен на Юго-Западный фронт на должность командира взвода 36-го электротехнического батальона 44-ой отдельной инженерной бригады 3-й гвардейской армии, которой командовал генерал Д.Д. Лелюшенко. В начале октября 1943 года моя бабушка, Наталья Ивановна Гущина,  получила извещение о том, что её сын лейтенант Н.В. Гущин погиб 26 сентября 1943 года около села Белая Гора Лисичанского района Ворошиловградской области и там же захоронен...

Я как близкий родственник, отдавая дань памяти погибшему, решил получить более расширенную информацию, чем это было сообщено в «похоронке». В 2007 году отправил на имя председателя поселкового Совета села Белая Гора письмо с просьбой помочь разыскать место захоронения лейтенанта с помощью жителей старшего поколения, возможно, помнящих что-то.

Мне очень повезло, что моё письмо попало в руки сельского почтальона Елены Михайловны Никасовой, которая интуитивно, профессиональным чутьём своим поняла, что в этом письме кто-то кого-то ищет. Не надеясь на порядочность и ответственность адресата, вскрыла это письмо сама. И развернула бурную деятельность по поиску места захоронения лейтенанта Гущина.  Сама проверила по книге «Памяти Украины» по Луганской области, в которой фамилия разыскиваемого, увы, не значилась. По её поручению знакомые в близлежащих сёлах и хуторах проверили братские могилы на предмет возможного захоронения лейтенанта. Проверка результата не принесла.

Возникла тупиковая ситуация, никак не согласующаяся  со скупым сообщением архивной справки Центрального Архива МО РФ, подтверждающей захоронение лейтенанта именно  в этих местах. Но помог счастливый случай. К мужу соседки Елены Михайловны пришёл в гости его приятель Владимир, живущий в 7 км от Белой Горы, в соседнем хуторе Устиновка. Хозяйка за разговором спросила у Владимира, не знакома ли ему случайно фамилия Гущин, которого разыскивает Никасова Лена? На что гость, задумавшись, ответил: «Лейтенант что ли? Так ведь он у меня в конце огорода захоронен». Получается , что у него за огородом хуторское кладбище. Это сообщение, как писала потом Елена Михайловна, вызвало у неё слёзы радости. Поиск увенчался успехом.

Как рассказал гость из Устиновки, в этой могиле захоронены двое совсем молодых военнослужащих – лейтенант Гущин и сержант Сухомлин из Днепропетровска, которые разминировали прилегающую к хутору территорию после отступления немцев. Обезвредив значительное количество мин, не имея, к сожалению, карты минного поля, они погибли, подорвавшись на мине.

Как вспоминала старшая сестра жены Владимира, хоронили погибших всем хутором. Поскольку она была тогда маленькой девочкой, то близко к гробу её не пустили, чтобы не травмировать, – у одного из погибших не было головы. Прошло время, деревянный крест на могиле давно сгнил. За могилой ухаживают родные Владимира и не дают ей совсем зарасти сорняком и бурьяном.

Жалкое состояние могилы моего дяди и сержанта Сухомлина меня как близкого родственника, наконец, как гражданина просто возмутило до глубины души, и я обратился в Министерство обороны РФ с тем, чтобы на основании Закона РФ от 14 января 1993 года «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» произвести либо перезахоронение  останков в братскую могилу, либо благоустроить существующее место захоронения.

Ответ начальника Военно-мемориального центра Вооруженных Сил РФ разочаровал меня своей беспомощностью и бессилием в решении данного вопроса. В общении между людьми существует такой приём – если хочешь в чём-то кому-то отказать – объясняйся с ним в сослагательном наклонении. Это, как правило, смягчает восприятие отказа. Именно такую схему общения со мной предпочёл начальник этого центра, наверное, чтобы не очень меня огорчить.  В своём письме от 12 мая 2008 года он сообщил, что, если бы я обратился лет 20 тому назад, при существовании единого государства СССР, вопрос можно было решить, а теперь Украина – отдельное государство, с которым на сегодняшний день не заключены какие-либо соглашения по охране и благоустройству воинских захоронений. Высоким начальником было рекомендовано по поставленной проблеме обратиться лично самому  как непосредственно заинтересованному лицу в Кабинет Министров Украины к  Казакевичу Виталию Валерьевичу.*

Следуя этой рекомендации, я сразу же отправил письмо-обращение в Украину, теперь уже понимая, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Прошел год. Украина пока молчит. Остается только ждать улучшения в отношениях между Россией и Украиной.

А  пока погибшие при освобождении России и Украины от немецких захватчиков лейтенант Гущин и сержант Сухомлин остаются преданными забвению со стороны обоих государств. Очень жаль, что закон не работает. Зато современные сторонники фашизма в Украине вовсю благоустраивают могилы солдат вермахта.

Невольно вспоминается четверостишие, которое высвечивает трагизм и горькую правду сложившейся ситуации для многих погибших и их близких родственников:

«Пал солдат – он теперь безоружен

И под громкие крики «Ура!!!»

Никому уж сегодня не нужен,

Потому что был нужен  вчера».

Такое отношение к светлой памяти павших в Великой Отечественной войне наших солдат плохо согласуется с победными реляциями и  наталкивает на серьезные раздумья.

Не хочется заканчивать рассказ в миноре, на печальной ноте. Хочется пожелать нашим и украинским государственным деятелям и политикам побольше мудрости и дипломатии в межгосударственных отношениях. Простые же люди всегда поймут друг друга и, если надо, отзовутся и бескорыстно придут на помощь, как это сделала простой почтальон украинского села Белая Гора Попаснянского района Луганской области Елена Михайловна Никасова, у которой, кстати, отец, Михаил Семенович Милютин, тоже был участником Великой Отечественной войны и дошёл до Берлина. Умер рано, в 1964 году, от ран и контузии.

Я горжусь этой женщиной и говорю ей многократное спасибо!

 

* Казакевич В.В. – ответственный секретарь Государственной межведомственной комиссии по делам  увековечения памяти жертв войны и политических репрессий при Кабинете Министров Украины.

Считаю своим долгом сообщить адрес Казакевича В.В. для тех, кто, возможно, находился в аналогичном поиске: 03130, Украина, г. Киев, ул. Дмитрова, д. 24. 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
05 февраля 2010
00:00
Поделиться
;