Семья - школа чувств
В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других – и обычный разговор ведётся с раздражением, и на детей принято покрикивать...
Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности ребёнка-дошкольника. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями, ощущая на себе всё многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг, заражается настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получит больше: положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Всё это - своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем здании личности.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем детей не только когда их поучаем, внушаем им понятия о добре и зле, объясняем, требуем… В воспитании ребенка участвуют наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности – это и есть атмосфера семьи, которой дышит ребёнок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт. Но если ребёнок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание неизбежно ставится под угрозу.