г. Шумерля Чувашской Республики

Зри в корень страхов!

 

Этого малыша привели ко мне на консультацию с жалобами на заикание.  На вопрос, нет ли у мальчика страхов, родители ответили отрицательно. Но когда ребенку было дано задание нарисовать свои страхи, он принес ворох рисунков и, заикаясь больше обычного, стал пояснять, где какой страх живет, и как этот страх зовут. Самое неуместное, что могут сделать родители в этой ситуации -  начать иронизировать: «Трусишка, все это ерунда!». Он поймет, что защиты ждать не от кого и окончательно замкнется, а  страхи будут расти вместе с ним, расширяясь и разъедая душу.

Жалобы родителей на упрямство, негативизм, агрессивность, стеснение, вызывающее поведение, замкнутость ребенка, часто выводят на нарушенную психику малыша, основу которой составляют заниженная самооценка, отчаянные попытки самоутверждения, страхи, бунт против гиперопеки и т.д., а часто все вместе взятое. Возвращаясь к специфике своей работы – к детям с нарушением речи, хотелось бы отметить, что они требуют к себе еще более тонкого подхода. Ведь на них, помимо всех трудностей, которые преодолевает ребенок в своем развитии, накладываются еще и проблемы речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Как писал Л.С. Выготский, «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности». У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения,    проявляющиеся в незрелости его мотивационно-потребностной сферы.  Дети, имеющие отклонения в развитии, не приобретают самых элементарных знаний и представлений, которыми обладают их успешно развивающиеся сверстники. Расстройства в эмоционально-волевой сфере  дошкольников не только снижают, но  и ухудшают их работоспособность. Они могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. При  этом может и не быть личностного распада и полного выпадения функций, но будет присутствовать порциальность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка  (внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и др.).

Выделяют следующие степени фиксированности детей на своем дефекте:

нулевая степень

Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости.

умеренная степень

Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (заикающиеся дети, дети с речевыми запинками). Тем не менее, осознание этими детьми своего недостатка не выливается в постоянное тягостное чувство своей неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта.

выраженная степень

Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач.

В комфортных условиях в процессе целенаправленного воспитания и обучения ребятишки способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми. А игровое предъявление заданий повышает продуктивность их деятельности. Чем  больше ребенок заинтересован в выполнении заданий, тем выше результат его деятельности. Исходя из этого, основами организации учебно-воспитательной работы должно быть обеспечение оптимальных условий для системного комплексного воспитания и обучения детей, начиная с  раннего возраста. В доступных продуктивных видах деятельности, предлагаемой педагогом (рисовании, лепке, конструировании), у детей появляется способность оперировать общими представлениями, появляется умение предвидеть изменения различных ситуаций. Окружающая ребенка действительность перестает быть хаосом разрозненных явлений. 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
05 февраля 2010
00:00
Поделиться
;