Ответ на открытое письмо ветеранов ОАО «ШЗСА» и жителей микрорайона завода к руководителям управляющих компаний в сфере ЖКХ и городским властям
В номере газеты от 26.02.10 г. было опубликовано открытое письмо ветеранов ОАО «ШЗСА» и жителей микрорайона завода к руководителям управляющих компаний в сфере ЖКХ и городским властям.
Откликаясь на это обращение, ООО «Служба единого заказчика» отвечает следующее. В целом мы очень положительно отнеслись к данной публикации. Можно простить авторам излишнюю эмоциональность в оценке некоторых событий, но в основном мы поддерживаем точку зрения жителей по вопросу оплаты за коммунальные услуги напрямую поставщикам тепла, воды и электроэнергии.
В соответствии с пресловутым Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», коммунальные предприятия поставляют в жилые дома определенное количество коммунального ресурса ( тепла, воды , электроэнергии) по утвержденным тарифам, а счет на оплату выставляют управляющей организации. Далее вся сумма счета распределяется на жильцов. Схема вроде бы неплохая, но только до тех пор, пока коммунальщики честно выполняют свои обязательства и поставляют услуги надлежащего качества. В этом случае задача управляющей компании - правильно начислить плату жильцам за коммунальные услуги, а затем собрать ее. Но беда в том, что коммунальные предприятия практически не заинтересованы в том, чтобы снижать издержки производства, улучшать качество своих услуг, ведь основная цель – получить деньги с управляющей организации. Например, три месяца длилась борьба между ООО “СЕЗ” и теплоснабжающими предприятиями из-за того, что в сильные морозы тепловики не выдерживали температурные графики (проще говоря, экономили топливо и недотапливали жилые дома). Жильцы забрасывали жалобами ООО “СЕЗ”, мы в ответ писали во все возможные инстанции, те выписывали тепловикам предписания и штрафы, но ничего не менялось. Причем в случае с одним из предприятий этому были объективные причины – устаревшие котлы просто «не тянули» при сильных морозах, а вот на другом предприятии, похоже, имело место желание сэкономить. Поэтому получается, что из-за того, что коммунальные предприятия непосредственно не несут ответственности перед жильцами, у них не возникает желания разрабатывать инвестиционные программы, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению качества своих услуг. Причем если на рынке управления жилья с каждым годом обостряется конкуренция, и управляющие компании вынуждены доказывать свою состоятельность, то в сфере коммунальных услуг все по-старому. Предприятия по тепло-, водо- и электроснабжению являются естественными монополистами, конкуренция им не страшна, следовательно, бороться за удешевление и качество услуг нет необходимости.
Поэтому мы солидарны с авторами «Открытого письма…» и тоже считаем, что открытость информации в сфере коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1140 от 30.12.2009г. «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса…» позволит потребителям коммунальных услуг (то есть нам с вами) яснее представить себе положение дел на коммунальных предприятиях, и исходя из этого решить, стоит ли оплачивать коммунальные платежи также через управляющие компании или возможно заключить прямые договоры на поставку коммунальных услуг, минуя управленцев.
Мысль о том, чтобы платить за коммунальные услуги напрямую поставщикам, не нова и сейчас в республике вновь вспомнили об этой идее. Например, в некоторых городах Чувашии жильцы начали передавать платежи за электроэнергию напрямую в энергоснабжающие организации. Такая работа началась в Канаше, Вурнарах, Ибресях, Красных Четаях, Алатыре и других населенных пунктах республики. Кстати, эта работа идет и в нашем городе - жильцы уже 12 многоквартирных домов приняли решение оплачивать электроэнергию непосредственно в энергоснабжающую организацию. Они представили в ООО «Служба единого заказчика» протоколы собраний собственников жилья, в которых большинством голосов приняли решение вносить плату за электроэнергию напрямую в энергоснабжающую организацию - Шумерлинский филиал ОАО «Чувашская энергосбытовая компания». В настоящее время проводится согласование условий и сроков передачи платежей в энергосбытовую компанию.
Относительно же указанных в письме фактов, что жильцы какого-либо дома отказались от услуг ООО «Служба единого заказчика», сообщаем, что в нашу организацию официально таких заявлений не поступало. Опять же не хочется критиковать чересчур эмоциональные высказывания авторов открытого письма о том, что ООО “СЕЗ” объявило себя «белыми и пушистыми» и т.д. Единственное, что можно заметить: любая коммерческая организация вправе рекламировать свою деятельность и предлагать свои услуги. Главное здесь – не применять нечестных методов конкуренции, так называемого «черного пиара», чего Служба единого заказчика никогда не делала. А жильцы должны сами решать, с кем работать, право выбора остается за ними. В соответствии с п.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников жилья и может быть изменен в любое время. Единственное условие при этом - соблюдение всех требований законодательства, то есть протоколы собраний должны быть оформлены в строгом соответствии с Жилищным кодексом, и проголосовать за изменение способа управления должны больше половины собственников жилья.
Что же касается других вопросов к ООО “СЕЗ”, поднятых в письме, то они носят частный характер и вряд ли заслуживают всеобщего обсуждения. Например, заключение договоров с ООО «Новая реальность» на обслуживание дворового освещения и доводчиков самозакрывающихся дверей в подъездах производится за счет платы за текущий ремонт на основании протокольных решений собственников, принятых большинством голосов (о чем старшие по домам были уведомлены) . Мы не зря постоянно ссылаемся на решения собраний собственников жилья – в соответствии со ст.44 Жилищного кодекса собрание собственников жилья является органом управления многоквартирным домом, и все главные вопросы по управлению домом принимаются на основании протоколов решения собраний собственников. Таким образом правительство пытается вовлечь собственников в управление их домом, заставить их активнее реализовывать данные им законом права.
Относительно предоставления отчетов по расходованию средств на текущий ремонт и содержание жилья, то до сих пор в ООО “СЕЗ” с этим не было проблем – старшим по домам предоставлялись отчеты за 2008 год, 1-е полугодие 2009 года, а теперь, после сведения годового баланса, будут представлены отчеты и за 2-е полугодие 2009 года. Начиная с 15 марта, мы планируем проведение собраний со старшими по домам по подведению итогов 2009 года. Кроме того, по уже установившейся традиции, в честь профессионального праздника - Дня работников торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства - будут поощрены наиболее активные «помощники» ООО «Служба единого заказчика» среди старших по домам.
В целом же, как мы уже сказали, позиция авторов «Открытого письма» представляется нам правомерной. То, что между поставщиками коммунальных услуг и жильцами существует промежуточное звено в виде управляющих компаний, снижает ответственность коммунальных предприятий перед потребителями. Если ранее существование управляющих компаний в том виде, в каком они есть сейчас, было оправдано необходимостью расчетов по льготам, субсидиям и т.д., то теперь все эти функции переданы в органы соцобеспечения. Управляющие компании должны предоставлять населению только те услуги, которые могут выполнять сами – а именно обслуживать жилищный фонд и проводить текущий ремонт, т.е. выполнять все те работы, которые обусловлены в заключенном с жильцами договоре.
Сейчас же, когда управляющая компания предоставляет населению услуги, которые сама не производит (тепло, воду, электроэнергию) и на качество которых повлиять практически не может, страдают прежде всего жильцы. Эту систему надо менять в целом и только сообща.
Мы высказали свою точку зрения на данную проблему, жильцы в своем «Открытом письме…» - свою. Теперь хотелось бы узнать, что думают по этому поводу коммунальные предприятия, а также наши депутаты. ЖКХ - действительно болевая точка, и хочется выслушать мнение об этом тех людей, которые отвечают в городском Собрании депутатов за проблемы жилищно-коммунального хозяйства.