Соприкосновение, сотрудничество, сотворчество
Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, но действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников, оно не станет. Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – это круглые столы, собрания, консультативные пункты, клубы по интересам, информационные стенды. Но откликаются на них не все родители. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.
Как создать условия для эффективного и доброжелательного сотрудничества педагогов и родителей, направленного на развитие и воспитание ребенка? Как сделать, чтоб от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада?
Мне хочется рассказать про родителей, чьи дети посещают сад № 15 «Сказка» вот уже третий год, и поделиться проводимой совместно с ними работой.
Родители нашей группы «Дружные ребята» хотят для своих малышей самого лучшего, поэтому они открыты положительным инициативам группы, сада и готовы всегда занять активную позицию и установку: «Все хорошо, но мне надо сделать еще лучше». Годы и опыт позволили мне выработать свой стиль работы, который меня устраивает. Но всегда хочется находиться в бесконечном поиске и совсем не хочется многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.
Соприкосновение
Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта, поисков и экспериментов. В своей работе я использую универсальную формулу AIDA, предложенную американским рекламистом Э. Левисом еще в 1986 году. AIDA (A – аttention – внимание, I – interes – интерес, D – desire – желание, А – аction - действие) – это технологии установления эффективного взаимодействия между педагогами и родителями. Свою работу начинала не с формального собрания и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Моя первая встреча с родителями произошла во время ремонта группы. Из их рассказов я узнала «личную» жизнь ребят дома во всем многообразии ее проявлений. В свою очередь, открыто рассказала о себе, о своих действиях и деятельности. Вот тогда родители задали вопросы себе и мне о позитивном и существенном в характере ребенка, поведении в целом, о качестве детсадовской жизни ребенка, об оказываемых услугах, об оздоровительной и медицинской помощи, о пожеланиях относительно дальнейшего обучения и развития, о праздниках и развлечениях, выездах на природу, о том, как могли бы участвовать в различных мероприятиях. Я привлекла внимание родителей к себе, а они в свою очередь - мое внимание к себе.
Следующий шаг - удержать их интерес. Мы вместе с родителями организовали совместную деятельность «Все нам интересно в этом мире детства», где представлены такие проблемы, как информация от родителей и для родителей, чем чаще всего интересуется ваш ребенок в течение дня, развитие ребенка, шпаргалки для родителей, как защитить интересы своего ребенка, если плохо ест, как предотвратить проблему, справочник для родителей, давайте пофилософствуем, образовательная программа, льготы и социальные гарантии, распорядок дня, вступление детей в игру других детей, активные дети, рассеянные дети, и пути их решения.
Сотрудничество
Мы добились заинтересованности. Теперь наши предложения должны вызвать желание сотрудничать. На этом этапе наши родители и я как педагог не остались равнодушными к совместной деятельности: интерактивные родительские собрания (руководство для детей, у которых трудные родители; кризис ребенка трех лет, воспитательная роль отца в современной семье), мастер-классы (развиваем память, логическое мышление детей; маскотерапия; как изобразить животного), открытые занятия для родителей и с родителями.
Сотворчество
Мы успешно прошли первые шаги и можем надеяться только на ответственные действия со стороны родителей и воспитателя. А это индивидуальные занятия с логопедом, психологом, групповые занятия для детей и родителей, семинары-практикумы по запросам родителей и воспитателя, заседания клуба заинтересованных родителей, семейные праздники, фестиваль трудовых династий и др.
Процесс общения как объект анализа трудно поддается количественной обработке. Его результативность выражается в эффективной обратной связи: в изменении ролевых позиций воспитателя и родителей с пассивной на активную, в формировании у всех субъектов желания сотрудничества.
Благодарю всех своих родителей за сотрудничество, соприкосновение, сотворчество и сближение. А коллегам желаю истинного педагогического творчества - оно соответствует объективному критерию новизны и оценки результатов творческой деятельности, привнести в работу с семьей хотя бы несколько новых акцентов, не отрицая уже сделанного, и добрых, отзывчивых родителей, таких, как родители из группы «Дружные ребята» детского сада «Сказка».