Красный день календаря
Именно так называли в старое время Пасху – самый главный, красный (т.е. красивый) христианский праздник. Праздников праздник – Великий день. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского означает «избавление», «освобождение», «исход».
У христиан праздник связан с идеей освобождения – только освобождения духовного, через искупительные страдания Христа за грехи человечества, попрание смерти смертию.
Главные православные пасхальные традиции известны всем: приготовление куличей (даже в безбожное советское время на прилавках вдруг появлялся кулич «Весенний»), сырная (творожная) пасха, крашеные яйца.
Всю пасхальную снедь, мясо положено освятить в церкви. На пасхальной неделе христиане всегда занимались благотворительностью - кормили нищих и бедных, обходили тюрьмы, одаривая заключенных едой и деньгами.
В допетровское время царь и патриарх в Москве и воеводы в других городах по своему усмотрению освобождали узников (т.е. устраивалась своеобразная пасхальная амнистия). Благотворительность проявлялась в различных формах.
В старые времена в храмах непременно стояла почитаемая скульптура «Христос в темнице», в канун Пасхи, на Страстной неделе, над ней сооружали домик. Прихожане побогаче вечером клали к ногам Спасителя одежду и еду, а утром вместо них находили старое рваньё – это священники раздавали нищим пожертвования и брали взамен их старьё. Такой наглядный пример подтверждал, что Христос принял их дар, рождал радость бескорыстного дарения.
В Святую (пасхальную) ночь, во время торжественного богослужения, соблюдают обычай – священнослужители по многу раз меняют свои облачения. Сначала выходят в более светлых, «холодных» одеждах, а затем облачения становятся всё более яркими, «теплыми»: от голубых и зеленых до золотых, красных, оранжевых. Обычай этот зародился в 18 веке. Когда умирал богатый человек, его близкие «на помин души» дарили священнику кусок дорогой парчи. Родные просили священника сшить из неё облачения и непременно послужить в них на Пасху. Так, чтобы никого не обидеть, и повелось переоблачаться по многу раз.
Начиналась Святая ночь с первого удара колокола на Иване-Великом, после чего над Москвой плыл звон всех сорока сороков. В знак выражения всеобщей радости колокола звонили на протяжении всей пасхальной недели, и звонить разрешалось всем желающим. Как говорили в старину, «целодневный звон знаменует в сем случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего Спасителя».
По окончании торжественной службы люди устремлялись в свои дома со свечами, зажженными в храме. Начиналось разговение. Всю пасхальную неделю совершались поздравительные визиты родным и знакомым. Люди побогаче катались в экипажах, а те, что попроще, забавлялись балаганными зрелищами. Излюбленным молодёжным развлечением были качели-карусели.
С наступлением Пасхи из окон убирали вторые рамы, красили дома. Иконы, рамы зеркал, лампадки на всю Пасхальную неделю украшали красными цветами. После Пасхи начиналось строительство.