г. Шумерля Чувашской Республики

Оружие Победы

 

31 марта исполнилось 70 лет со дня пробега танка Т-34 по маршруту Харьков – Москва – Харьков.

В пробеге участвовали два танка Т-34, собранные на Харьковском заводе № 183. Танками управляли механик-водитель Исаак Григорьевич Битенский и Николай Федорович Носик. В составе экипажей в пробеге участвовали инженер-исследователь Илья Иванович Гололобов и главный конструктор завода № 183 и танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин.

На научно-испытательном бронетанковом полигоне в подмосковной Кубинке танки были проверены на проходимость и маневренность по глубокому снегу. Также была проверена снарядная стойкость брони обстрелом бронебойными снарядами с дистанции 100 м из английской длинноствольной 37-миллиметровой и советской 45-миллиметровой пушек. Ни один снаряд бро­ню не пробил.

20 марта 1940 г. состоялся показ танка Т-34 членам Политбюро ЦК ВКП(б) и Советского Правительства во главе с И.В. Сталиным на Ивановской площади Кремля. 31 марта первый опытный образец танка Т-34 осмотре­ли представители Народных Комиссариатов обороны и среднего машиностроения: нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов и его заместитель командарм 1-го ранга Г.И. Кулик, начальник Автобронетан­кового управления РККА командарм 2-го ранга Д.Г. Павлов, нарком среднего машиностроения И.А. Лихачев. На состоявшемся после осмотра танка со­вещании вышеупомянутые представители НКО и НКСМ согласно протоко­лу № 848 постановили: «Танк Т-34, изготовленный в полном соответствии с постановлением Комитета обороны при СНК СССР за № 433 от 19 де­кабря 1939 года и прошедший государственные испытания и пробег Харьков-Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной постановки на производство на заводе № 183 и СТЗ».

В начале апреля танки своим ходом вернулись в Харьков. Главный конструктор завода № 183 М.И. Кошкин снова был в составе экипажа. Не доезжая до Тулы, один танк свалился с моста на край косогора, Кошкин сильно ушибся и промок, после чего тяжело заболел воспалением легких. 20 сентября 1940 года он умер. Так ценой жизни главный конструктор дал своему детищу путевку в жизнь.

. Танк – боевая бронированная машина. К началу Великой Отечественной войны промышленность общими усилиями двух заводов (Харьковского и Сталинградского) сумела сдать военной приемке 1225 танков Т-34.

. В течение войны в Красной Армии было создано 10 танковых армий, которые к 1945 году стали гвардейскими. В большинстве наступательных операций фронтов танковые армии действовали на наиболее важных направлениях, имели в своем составе одну, две, а иногда и три танковых армий. Как правило, танковые армии в наступательных операциях составляли подвижные группы фронтов. Т-34 был самым лучшим танком Красной Армии во время Великой Отечественной войны.

. Из шумерлинцев, служивших командирами танков Т-34, были: Лаврентий Александрович Баринов (д. Бреняши), Василий Степанович Белов, гвардии лейтенант (д. Торханы), Павел Федорович Шугаев (д. Торханы),  Петр Николаевич Чунихин, Владимир Александрович Шишляев (г. Шумерля) и другие.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
07 мая 2010
00:00
Поделиться
;