г. Шумерля Чувашской Республики

Составляющие успеха

 

Завершился очередной конкурс «Учитель года-2010». Назван очередной победитель. Все как прежде. Однако собравшиеся в зале Дворца культуры тракторостроителей в Чебоксарах, а это были в основном учителя, понимали, что идет Год учителя, значит, все должно быть особенным. Ожидания оправдались. Особенным стал прежде всего победитель. Алая лента победителя обвила учителя истории и права гимназии №8 Петра Петровича Галанюка. И это была особенная победа.

Много ли найдется среди учителей даже такого уровня, какими являются все 28 финалистов, преподавателей, которые бы, преодолев «многоборье», одержали блестящую победу второй раз подряд. В 2009 г. – II место, в 2010 г. – I место. Такой молодой преподаватель доказал, что он лучший среди лучших. Победа с неоспоримым подтверждением случайной не бывает.

Для любопытных (а такие среди моих читателей будут), для скептиков (и такие найдутся), для искренне радующихся успеху (таких, надеюсь, большинство) представлю этот педагогический марафон, чтобы стала понятной цена победы.

Итак, день первый: открытый урок. Одиннадцатиклассники на уроке истории неожиданно получают тему «Эпистолярный жанр и развитие гражданского самосознания».

Эпистолярный жанр, казалось бы, прерогатива словесности, однако Петр Петрович – преподаватель многопрофильный. И филология в арсенале его познаний занимает, пожалуй, первое место. Вот вам первая составляющая успеха: эрудиция, широкий спектр школьных предметов, которыми владеет Учитель года, и умение вывести преподавание истории в сферу личностной парадигмы.

Письма старца Филофея Василию III, П.Я. Чадаева Н. Андреевой, анализируемые на уроке, представили три эпохи, три образа мышления, три подхода к осмыслению нашей истории.

Один из первостепенных критериев урока – умение вовлечь аудиторию в беседу. При всей сложности темы учителю удалось настроить на свой камертон «юношей, вступающих в жизнь». Эпистолярный жанр, забытый в нашей SMS-эпохе, оказался способным зажечь сердца и взволновать умы.

День второй. Классный час учитель провел тоже по эпистолярному жанру. Личная переписка великих людей не менее, чем письма на уроке, увлекла ребят. Если накануне ученикам были предложены вопросы политические, социальные, философские, то переписка, предложенная на классном часе, затрагивала вопросы личные, нравственные, бытовые. Эта сторона жизни юным сердцам ближе, понятнее. Учитель угадал запросы юношества. И эта вторая составляющая успеха – работать в унисон с подрастающим поколением. Петр Петрович доказал, что этой стороной педагогической практики он владеет.

Система взаимоотношений учитель–ученик взаимодействует с другой стороной школьного процесса: учитель – родители.

В конкурсное «многоборье» входило проведение родительского собрания.

Не секрет, что самое сложное в отношениях семьи и школы – острые конфликты, связанные с обучением и воспитанием. Был такой конфликт в лучшем фильме о школе «Доживем до понедельника», фрагментом из которого воспользовался Петр Петрович для разговора с родителями. Решать острые вопросы воспитания методом нотаций и убеждений далеко не единственное средство. Петр Петрович понимает, что любая конфликтная ситуация будет эффективнее разрешена, если воздействовать на разум и чувства одновременно. Таким эффектом обладает кино. И в этом следующая составляющая успеха: использовать гибкие методы в борьбе за душу и разум ученика.

Третий параметр, по которому проверялся уровень конкурсантов, – деловое партнерство с коллегами. С этой целью нужно было провести методический семинар. Петр Петрович проводит его под девизом: «Учительство – это духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и сердце».

Вторая форма общения с коллегами – педсовет. «На пути к новой школе» - так обозначил наш конкурсант тему своего проекта, который должен был защитить на педсовете.

Не углубляясь дальше в содержание работы, остановлю ваше внимание на формулировках, емких, цепких, актуальных. И это четвертая составляющая успеха: иметь свою точку зрения в главном и в мелочах.

Нужно ли обаяние победителю? Конечно! Вопрос в чем и смотря в каком конкурсе. Сила обаяния Учителя года прежде всего в слове. Пятая составляющая успеха.

Все в этом конкурсе было необычно, в том числе и финал.

Нужно отнести к чести коллектива Дворца культуры тракторостроителей то зрелищное «торжество», в которое они вложили столько мастерства, вкуса и души! Это был не просто прекрасный концерт для финалистов. Это было признание труда учителей республики, это был гимн в честь финалистов, это был достойный венец триумфальной победы П.П. Галанюка.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
28 мая 2010
00:00
Поделиться
;