О прогнозе социального и экономического развития города Шумерля на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
Основой для разработки прогноза социального и экономического развития города Шумерля на 2011 год и на период до 2013 года являются Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего», Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, а также анализ экономической ситуации в городе за ряд лет, прогнозы крупных предприятий, малого и среднего бизнеса.
В ходе подготовки основных показателей учтены сценарные условия социально- экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года, прогнозируемые индексы-дефляторы цен и тарифов в Чувашской Республике. Прогноз является ориентиром социально-экономического развития города Шумерля на прогнозируемый период для органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов экономики города и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.
Основные параметры прогноза на среднесрочную перспективу разработаны в двух вариантах.
Первый вариант – исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, разрабатывается в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса.
Второй вариант – отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения конкурентоспособности и модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов.
Второй вариант прогноза рассматривается как основной для разработки перспективного финансового плана на 2011 - 2013 годы.
Ведущее место в экономике города будут занимать обрабатывающие производства. На предприятиях этой отрасли создается более 95% валового внутреннего продукта. В промышленности преобладают предприятия смешанной формы собственности, которые выпускают разнообразную продукцию технического и бытового назначения. Основная доля производимой промышленной продукции приходится на пять крупных социально и экономически значимых предприятий города.
По оценке 2010 года промышленностью города будет отгружено продукции в сумме 4153 млн.руб., индекс физического объема промышленного производства составит 88,7% к уровню 2009 года.
В 2011-2013 годах основными приоритетами промышленной политики будут оптимизация структуры промышленных предприятий и сокращение издержек производства, применение энергосберегающих технологий.
В результате принимаемых мер ожидаемый прирост промышленного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом составит 121,5% по первому варианту, 133,5% - по второму варианту. Объем отгруженной продукции в действующих ценах составит 6630,45 – 7151,97 млн.руб.
В объеме отгруженной продукции сохранит доминирующее положение производство транспортных средств и оборудования. Получат дальнейшее развитие производство автофургонов специального и народнохозяйственного назначения. В 2013 году объем отгрузки составит 4801,2 – 5169,7 млн.руб., прирост индекса промышленного производства составит 122,1 – 133,6%. К 2013 году объем отгрузки изделий из кожи увеличится на 16,7 – 29,2% за счет роста объемов производства потребительских товаров, в частности кожгалантерейных изделий. Ежегодный прирост объемов в производстве пищевых продуктов составит от 5 до 10% с суммой производства пищевой продукции в 2013 году 1409,55 – 1529,07 млн.руб. В структуре обрабатывающих производств доля предприятий по производству транспортных средств и оборудования составит 75,6%, по производству пищевых продуктов – 22,2%, по производству изделий из кожи – 2,0%, издательской и полиграфической деятельности – 0,2%.
ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей»
Главное направление в стратегии производства – развитие кузовного производства, постоянное освоение новой, конкурентноспособной продукции для силовых структур и гражданских потребителей разных модификаций (кузова-контейнеры, изотермические кузова-фургоны).
Предприятие принимает активное участие в изготовлении опытных образцов подвижных средств ремонта и эвакуации автомобильной техники (МТО, МРС, МРМ, ПАРМ), унифицированных и специальных кузовов-контейнеров, подвижных штабных комплексов и др. Ежегодно обновляется до 50 наименований продукции.
В 2003 году предприятием проведена реконструкция кузовного производства (корпус №22), приобретено необходимое оборудование, изготовлена нестандартная оснастка, в результате предприятие получило возможность изготавливать продукцию из сэндвич-панелей собственного производства.
В настоящее время предприятием разработан проект производства сухих (литых) и масляных трансформаторов. Данная продукция и рынки ее продвижения являются абсолютно новыми как для предприятия, так и для города в целом. Технические характеристики приобретаемого оборудования предусматривают изготовление до 5000 единиц продукции в год и организацию до 300 новых рабочих мест для квалифицированных рабочих и специалистов. Общая стоимость проекта – 554 млн.руб.
По оценке 2010 года предприятием будет отгружено продукции на 1251,5 млн.руб., что составляет 75% к уровню 2009 года. Индекс промышленного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом составит 153,6% по первому варианту, 166,8% - по второму варианту.
ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»
Предприятие проектирует, изготавливает и реализует более 200 видов кузовов-фургонов военного и гражданского назначения: промтоварные, изотермические, вахтовые, ремонтные мастерские, лаборатории, бытовые, медицинские для установки на все виды автомобилей, прицепных и полуприцепных шасси отечественного и импортного производства. Партнеры предприятия – структуры Минобороны, МВД, МЧС, предприятия оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов. Ежегодно осваивается около 50 типов модификаций автомобильных кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров.
По оценке 2010 года предприятием будет отгружено продукции на 1565,5 млн.руб., что составляет 90% к уровню 2009 года. Ожидаемый индекс промышленного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом составит 91,8% по первому варианту, 101,7% - по второму варианту.
ОАО «Шукофа»
Стратегический партнер для предприятия – московская фабрика ЗАО «Медведково». Главное направление в работе – расширение ассортимента выпускаемой продукции: ранцы ученические, сумки дорожные, молодежные, спортивные, женские, хозяйственные, мужские, портфели деловые полужесткой конструкции, папки-портфели. Специально для первоклассников налажен выпуск ранцев уменьшенного размера, для более старшего школьного возраста – сумки с объемными каркасами на «молнии» современных моделей и форм.
По оценке 2010 года предприятием будет отгружено продукции на 102,6 млн.руб., что составляет 110% к уровню 2009 года. Ожидаемый прирост промышленного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом составит 16,7% по первому варианту, 29,2% - по второму варианту.
ООО «Молочное дело»
Предприятие выпускает кисломолочную продукцию – сметану и творог. Годовые объемы продукции – 10 тыс.тонн сметаны и 12 тыс.тонн творога. Продукция предприятия поставляется в Москву для дальнейшей реализации в торговой сети и фирменных магазинах предприятия в разных регионах России.
По оценке 2010 года предприятием будет отгружено продукции на 1030 млн.руб., что составляет 103% к уровню 2009 года. Ожидаемый прирост промышленного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом составит 22,1% по первому варианту, 34,6% - по второму варианту.
ООО «Шумерлинский мясокомбинат»
Производственные мощности предприятия позволяют производить широкий ассортимент колбасных изделий (более 1 тыс.тонн в год) и субпродуктов 1 категории (более 400 тонн в год).
В результате кризисных явлений в экономике страны на предприятии с октября 2009 года открыто конкурсное производство.
По виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в городе работают четыре предприятия – МУП ПУ «Водоканал», филиал «Шумерлямежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», МУП «Городские электрические сети», МУП «Теплоэнерго». Также занимается реализацией тепловой энергии ООО «Тепло-Сервис».
По оценке 2010 года предприятиями данного вида экономической деятельности будет отгружено продукции на 195,2 млн.руб. Ожидаемый объем отгрузки в 2013 году составит 283,8 млн.руб. по первому варианту, 305,4 млн.руб. - по второму варианту.
Одним из значительных и перспективных резервов развития экономики в городе является малое предпринимательство. В этой сфере работает 12,7% трудоспособного населения города.
Развитие малого бизнеса в городе в течение 2011 – 2013 годов предполагает сохранение и увеличение общего количества малых предприятий, в том числе в промышленности, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств. В 2011 – 2013 годах продолжится оказание государственной поддержки малому бизнесу в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, оказание организационной, консультационной и финансовой поддержки через налоговые льготы как в отношении инвесторов, так и в отношении вновь созданных предприятий.
Общее количество средних и малых предприятий в городе по прогнозу к 2013 году составит 174 – 178 единиц и увеличится по сравнению с 2009 годом на 10,8%. Среднесписочная численность работников на средних и малых предприятиях составит 2,26 тыс.чел. По прогнозу к 2013 году количество средних и малых предприятий в обрабатывающих производствах возрастет на 15,6% и составит 52 единицы, в строительстве увеличится на 11,8% и составит 19-20 единиц. Вследствие увеличения количества средних и малых предприятий и повышения эффективности их деятельности оборот малых предприятий в 2013 году по прогнозу составит 1547,1 – 1571,5 млн.руб.
Средняя зарплата работающих в 2011 году увеличится на 5% и к 2013 году составит не менее 15800 рублей в месяц. По оценке 2010 года объем розничного товарооборота увеличится к уровню 2009 года на 2% и составит 2499,2 млн.руб. В 2013 году прирост оборота розничной торговли составит к 2009 году 14,7-21,5%, сумма оборота розничной торговли 3338,4 – 3402,8 млн.руб. в 2013 году. На рынке платных услуг индекс физического объема составит в 2013 году 92,5 –100,1%.
По прогнозным расчетам прирост оборота общественного питания составит в 2013 году 44,4 – 53,1%.
Развитие отраслей социальной сферы. Основной целью социальной политики в городе в 2011-2013 годах будет оставаться повышение качества жизни людей.
Сложившаяся на сегодня динамика роста жилищного строительства позволяет говорить о реальной возможности решения жилищных проблем граждан. За последние три года введено в эксплуатацию более 40 тыс.кв.метров жилья По оценке 2010 года прогнозируется ввод 22,5 тыс.кв.метров общей площади жилья. В 2011-2013 годах будет введено в эксплуатацию дополнительно 69–69,6 тыс.кв.метров жилья. Средняя обеспеченность населения жилой площадью в 2013 году составит 24-24,1 кв.метров на человека против 23,4 кв.метров в 2008 году. Однако жилищная проблема остается одной из наиболее острых социальных проблем в городе. В улучшении жилищных условий на 01.01.2010 г. нуждаются 1823 семьи.
Занятость населения. По прогнозу численность трудовых ресурсов составит к 2013 году 20,5-20,51 тыс.чел. против 20,75 тыс.чел. в 2008 году. Среднегодовая численность занятых в экономике составит к 2013 году 15,02 – 15,11 тыс.чел. против 15,6 тыс.чел. в 2008 году. Уровень общей безработицы в 2013 году сложится в пределах 1,3-1,2%. В 2013 году прогнозируемая численность безработных граждан составит 0,3-0,2 тыс.чел.
В сфере занятости основными задачами будут оставаться задачи по снижению в численности зарегистрированных безработных числа женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, выпускников учебных заведений и др. Остается важной задачей ориентация системы профобразования на потребности рынка труда.
Географическое положение города, существующие транспортные связи, степень развития промышленности обуславливают высокую нагрузку на транспортную систему, основной объем которой ложится на республиканские и местные дороги. Протяженность внутригородских улиц составляет 96,4 км, в том числе с твердым покрытием 46,5 км. В 2010 году предполагается осуществить строительство автодороги по ул.Матросова (от ул.Кирова до ул.Дзержинского). Потребность в капитальных вложениях для строительства и капитального ремонта автодорог составляет более 600 млн.руб.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия администрации города будут направлены на мобилизацию имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Инвестиции в основной капитал в 2011-2013 годах составят в среднем не менее 700 – 1000 млн. руб. в год и в 2013 году достигнут 993,3 млн. руб.. В 2011-2013 годах инвестиции в промышленность будут направлены на техническое развитие производств и внедрение новых технологий – по кузовостроению, по пошиву кожгалантерейных изделий, производству новых пищевых изделий. Инвестиции в экономику города прогнозируются с учетом планового уровня инфляции, тенденций в развитии предприятий и их финансовых возможностей. Инвестиции в социальную сферу, особенно в сферу жилищно-коммунального хозяйства и жилищное строительство будут производиться с привлечением частного капитала, населения, муниципальных займов и кредитных ресурсов. Общая сумма инвестиций в социальную сферу по прогнозам будет не ниже 60%. За счет средств населения и бизнеса инвестиции возрастут на 13% и в 2013 году составят 99,7 млн.руб. против 88,2 млн. руб. по оценке 2010 года.
Все прогнозируемые инвестиционные преобразования в 2011-2013 годах будут соответствовать направлениям комплексного инвестиционного плана социально-экономического развития города на 2010-2012 годы и на период до 2020 года. Немалое значение будет уделяться совершенствованию транспортной системы, объектов придорожного сервиса и в целом архитектурного облика города.
В отраслевой структуре инвестиций сохранится доминирующее направление в обрабатывающие производства, жилищное строительство и коммунальное хозяйство, доля инвестиций которых к 2013 году составит соответственно 13,6, 6,8 и 76,4%. Из общей суммы привлеченных средств в 2011 году доля кредитных ресурсов составит 2,3%, в 2013 году – 3,1%. Возрастет значение собственных средств предприятий (95,4%). В качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2011-2013 годах будет практиковаться предоставление налоговых льгот в бюджеты в соответствии с действующим законодательством, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей, предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление муниципальных гарантий и бюджетных кредитов. В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направлены, прежде всего, на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дорог и решение проблем ветхого жилья. По программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья из городского бюджета в 2010 году предусмотрено выделение 149,6 млн.руб. По программе «Молодая семья» привлекаются средства из бюджетов всех уровней, из федерального бюджета – 2,1 млн.руб., из республиканского бюджета – 0,5 млн.руб., из городского бюджета – 01 млн.руб. В 2011-2013 годах доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций будет сокращаться с 45% в 2011 году до 32% в 2013 году, что соответствует требованиям Федерального закона от 6.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В рамках реализации Программы реформирования управления муниципальными финансами будет осуществлен комплекс мер по более эффективному расходованию бюджетных средств. Будут усилены требования к процедурам исполнения муниципальных заказов, распределяемых на конкурсной основе. Расходы бюджета в предстоящем периоде во многом будут определяться проведением экономически оправданной тарифной политики. Тарифная политика будет направлена на создание условий устойчивого обеспечения потребителей услугами локальных естественных монополистов, на поддержку баланса экономических интересов потребителей и производителей услуг, обеспечение социальной защиты населения, создание экономических стимулов эффективного использования услуг.
Важным направлением в области экономики и финансов будет работа по развитию собственной налоговой базы через оказание государственной помощи товаропроизводителю, в том числе работающему в малом бизнесе. В городе будет реализован ряд целевых инвестиционных проектов: по строительству социального жилья, дорог, реконструкции и строительству социальных объектов. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию предприятий, получивших заказы на эти работы, и увеличению налоговой базы.
В пределах действующего законодательства будут применены налоговые льготы предприятиям, участвующим в реализации национальных проектов, что также положительно скажется на укреплении налоговой базы города.
Повышение эффективности в управлении муниципальной собственностью будет одним из основных направлений в развитии доходной базы бюджета города.
Важным направлением макроэкономической политики будет оставаться последовательное повышение уровня жизни населения, над чем активно продолжат свою работу учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивающие всеобщую доступность основных социальных благ.
В области здравоохранения в среднесрочной перспективе продолжится реформирование и развитие отрасли. В системе здравоохранения усилится акцент на оказание первичной медико-санитарной помощи и на реорганизацию сети лечебных учреждений. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения к 2013 году составит 27,5-27,7 чел. против 26,9 чел. в 2008 году. Обеспеченность средним медицинским персоналом к 2013 году составит 80-80,1 чел. против 79,0 чел. в 2008 году. Обеспеченность больничными койками в 2011 году составит 70-69,5 коек на 10 тыс.жителей, в 2013 году – 69-68,5 коек против 70,5 коек в 2008 году. Активно развиваются стационарозамещающие технологии. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями увеличится с 343 посещений в смену на 10 тыс.населения до 348-350 посещений в 2013 году. Обеспеченность дневными стационарами резко возрастает к 2013 году (рост 115,5-117,6%).
В системе социальной обеспеченности продолжит функционирование сеть учреждений социального обслуживания населения – Дом ветеранов, Центр социального обслуживания населения, Центр социальной помощи семье и детям.
В системе образования продолжатся структурные и функциональные изменения в соответствии с программой развития образования в городе. Уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями предполагается увеличить до 650-660 мест против 613 мест на 1 тыс.детей дошкольного возраста в 2008 году. По прогнозу к 2013 году произойдет увеличение численности учащихся общеобразовательных школ и составит 3050-3070 чел. против 2840 чел. по оценке 2010 года.
В городе ведется работа по реструктуризации учреждений культуры. В этих целях реализуется целевая программа по сохранению и развитию культуры. В 2006-2007 годах была проведена модернизация библиотечного дела города, все библиотеки имеют статус модельных библиотек, внедряются новые информационные технологии. Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа в 2013 году составит 6,06-6,04 учреждений на 100 тыс.населения против 5,92 учреждений в 2008 году. Услугами массовых библиотек пользуются около 45 % населения города.
Охрана окружающей среды. Экологическая обстановка в городе определяется характером и масштабами воздействия промышленности, транспорта и коммунального хозяйства на окружающую природную среду. Объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, составили в 2009 году 0,5 тыс.тонн. По прогнозу к 2013 году объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, составит 0,48-0,49 тыс.тонн или 94,6% к уровню 2009 года.
В 2009 году потребление воды в городе составило 3,7 млн.куб.м. По прогнозу в 2013 году объем водопотребления останется практически на уровне 2009 года.
С 2005 года город активно участвовал в реализации республиканской целевой программы по улучшению качества питьевой воды. МУП ПУ «Водоканал» разработан и утвержден инвестиционный проект «Магистральные водопроводные сети г.Шумерля. 1 очередь».
В 2007 году из средств республиканского бюджета было выделено 25 млн.руб., из городского бюджета 0,3 млн.руб., за счет этих средств проложено 2,3 км магистральных водопроводных сетей по улицам Ломоносова, Тимирязева, Дзержинского, Францева, 3,3 км водопроводных сетей в пос.Палан, за счет собственных средств населения проложено 5000 погонных метров водопроводных сетей к 342 индивидуальным жилым домам. В 2008 году из городского бюджета было выделено 0,2 млн.руб.
В целях улучшения экологической обстановки и уровня жизни горожан имеется проект «Реконструкция канализационных сетей», прошедший экспертизу в Управлении Главгосэкспертизы России по Республике Мордовия (заключение №120.01.06.00.02.06 от 07.04.2006 г.). Мощность проекта – 11 км, срок реализации – 2008-2010 годы, затраты на реализацию проекта – 108 млн.руб. Имеется также проект «Реконструкция канализационных очистных сооружений» (заключение №120.01.06.00.02.06 от 07.04.2006 г.), мощность объекта 25000 куб.м/сутки, срок реализации проекта – 3 года, затраты на реализацию проекта – 178,91 млн.руб.
В целом прогноз социально-экономического развития города ориентирован на реализацию накопленного потенциала реформ, поэтапное достижение целей среднесрочного развития.