Из Бреняш в Юманаи - через Торханы? или Взгляд на современность глазами человека из прошлого века
Как известно, деревни Бреняши и Синькасы расположены на правой стороне реки Б. Цивиль, а остальные поселения Ходарского куста – на левой стороне. Если кому-то нужно ехать в Юманаи, то туда можно попасть только через Торханы. Дело в том, что на реке Б. Цивиль, начиная от Торхан до деревни Яндаши и далее до границы с Вурнарским районом, нет ни одного моста через эту реку.
Это сейчас такое положение. А ведь раньше было по-другому. Бреняшцы, синькасинцы, иногда и торханцы, в село Юманаи ехали через Яндаши и прямиком выходили на Юманаи, потому что у деревни Яндаши, на реке Б. Цивиль, был большой деревянный мост.
Помнится, как несколько десятков лет назад (примерно в 50-60-х годах прошлого века) на реке Б. Цивиль было два моста. Один, большой деревянный - под Яндашами, а другой – между Бреняшами и Ходарами. Правда, этот мост ежегодно весенним половодьем смывало, и бреняшцы каждый раз восстанавливали его. Строились эти мосты всем миром под руководством старосты в земское время и председателя сельского Совета в советское.
Мосты на реках крестьянам нужны были не только для ведения хозяйственно-трудовой деятельности, но и для межпоселенческого общения людей, местных крестьян. Особенно большую роль мосты играли в своевременной помощи пожарных команд соседних деревень в тушении пожаров, в борьбе с огненной стихией...
В старину было так. Теперь на реке Б. Цивиль нет ни одного моста в пределах территории Шумерлинского района.
Некоторое время тому назад мне представилась возможность ознакомиться с одним солидным трудом, изданным Ленинградским государственным институтом проектирования городов (ЛенГИПРОГОР), посвященным перспективному плану развития Шумерлинского района. В частности, территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Шумерлинского района предусматривала строительство автомобильных дорог до 17 поселков общей протяженностью
В перечне населенных пунктов, до которых предусматривалось строительство автодорог с твердым покрытием, в том числе межпоселенческих, не упоминаются Бреняши, Синькасы и Ходары. Межпоселенческие дороги предусматривались, но не между поселениями, которые разделяет река Б. Цивиль, а там, где нет оврагов, рек и других естественных преград. О необходимости строительства межпоселенческой дороги между Синькасами и селом Ходары напрочь забыли, а может, вообще об этом не думали.
Представляется, что это могло случиться при следующих обстоятельствах. Представим, что в Шумерлинский район приехали представители ЛенГИПРОГОРа для более подробного знакомства с районом. Руководство РИКа организовало им выезд в район. Представитель РИКа сел рядом с водителем, а гости – на заднем сидении. Вот они выехали в направлении Торханы – Ходары – Юманаи. По ходу движения сопровождающий гостей представитель РИКа рассказывает о местности, которую они проезжают. Проехав лесной участок дороги, объехали деревню Торханы, и им четко и ясно открылась местность справа и слева. Проехали Ходары, поднялись к Тугасам. Здесь один из гостей спрашивает: “а что у вас там, за рекой, на опушке леса, деревни?” На что сопровождающий отвечает: “А... у нас там деревни Бреняши и Синькасы. Они у нас входят в состав Торханского сельского Совета”. При этом ни у кого не возникает вопрос: «А как же жители этих деревень общаются с людьми, проживающими в поселениях на левой стороне реки Б. Цивиль?». Так эти две деревни оказались «оторванными» от других поселений, расположенных напротив.
Построить мост около Яндаш проблематично, а между Бреняшами-Синькасами и Ходарами имеется плотина, сооруженная в 70-х годах прошлого века. Земляную насыпь этой плотины вполне можно использовать для проезда автомашин. Этой мыслью я поделился с одним собеседником. Он выразился так: «Если бы я был директором, то обязал бы специалиста из службы развития инфраструктуры района проехаться по этой трассе и изучить возможность использования земляной насыпи плотины в качестве моста через реку Б. Цивиль для автотранспорта, за исключением тяжелых автомобилей марок «Урал», «КамАЗ», «МАЗ» и «КрАЗ»». И я поддерживаю его мысль. Хочется знать, что думают другие?
При положительном решении этого вопроса использование земляной насыпи Торханской плотины в качестве моста через реку Б. Цивиль, протяженность дороги между деревнями Бреняши-Синькасы и Ходары сократится почти на 20 км в одну сторону. А если туда и обратно? Одного бензина можно сэкономить на несколько десятков рублей. А времени?