Секрет трудового долголетия
Человек рожден для добрых дел, и когда он достигает «золотого возраста», наступает пора подведения итогов своей трудовой деятельности, пора оценки того, что удалось в жизни, и что еще предстоит сделать.
Надежда Матвеевна Куличкова проработала учителем математики в школе № 6 29 лет, а на пенсии осталась работать в родной школе в должности заведующей хозяйством.
Завидная судьба: и в прошлом есть чем гордиться – не одно поколение воспитанников выпущено в большую жизнь за такой солидный педагогический стаж, и в настоящем - столько забот в беспокойном школьном хозяйстве, да и на будущее есть планы!
Она родилась в деревне, росла и воспитывалась в большой семье, в которой было 8 детей. Отец был механиком в колхозе, а мама посвятила себя воспитанию детей. О том, что значит в жизни человека труд, она знала не понаслышке. Если ребенок с детства научен трудиться, то этот навык остается на всю жизнь. Для воспитания детей, особенно девочек, очень важен пример матери. Именно мама воспитала Надежду Матвеевну прекрасной хозяйкой, заботливой и рачительной, научила ответственно относиться к порученному делу. А деятельная, кипучая натура сформировала активную жизненную позицию, внимание и интерес к окружающим.
В 1980 году, после окончания Горьковского педагогического института, приехав с мужем, тоже учителем, в Шумерлю, Н.М. Куличкова начала свою педагогическую биографию в школе № 7, а в 1981 году перешла в недавно открывшуюся шестую школу.
Вспоминая себя в роли учителя и свои педагогические принципы, Надежда Матвеевна отмечает, что всегда старалась воспитать в своих учениках честность и человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение трудиться, самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. «Ученику необходимо самостоятельно искать и находить решения и только при необходимости обращаться к учителю», - считает Надежда Матвеевна. Однако каждый ее ученик знал, что учитель в трудную минуту без лишних нравоучений обязательно придёт на помощь, отметит старание, порадуется маленькому успеху.
Секрет мастерства этой учительницы был прост. Она честно и добросовестно трудилась, вкладывая в работу всю душу, отдавая ей своё время, свою любовь, свои мысли, надежды и чаяния. Собирала по крупицам все новые и передовые приёмы, методы обучения и воспитания. Творчески перерабатывала их и, благодаря такому кропотливому труду, добивалась результатов. «Настоящий учитель, мастер своего дела», - вспоминают о ней коллеги, родители, выпускники.
Учитель отличается от представителей всех остальных профессий: он связан с детством, юностью, постоянным движением человека к его цели. Учитель вместе со своими воспитанниками растёт, вкладывая в них свою душу, отдавая часть своего сердца. Добросовестно трудилась Надежда Матвеевна и на благо развития своей школы и вместе с ней шла по пути становления. Она всегда была в гуще школьной жизни: активно участвовала в городских смотрах художественной самодеятельности, потому что от природы наделена музыкальным слухом, артистизмом, выразительным голосом; проводила вместе со своими учениками интересные общешкольные мероприятия. Выполняла свои обязанности без пафоса, скромно.
Н.М. Куличкова вырастила и воспитала двоих сыновей. Подрастает внук, которому она также уделяет много времени. Надежда Матвеевна часто говорит, что богатством в её жизни являются годы, отданные работе с детьми.
Несмотря на большой жизненный путь и огромный опыт, Надежда Матвеевна всегда с особым вниманием прислушивается к мнению молодых коллег, полна сил, энергии, задора и оптимизма. В школе Надежда Матвеевна пользуется большим уважением. Она всегда востребована: даст дельный совет учителю и окажет непосредственную помощь по ремонту кабинета, поможет найти выход из самой, казалось бы, безвыходной ситуации. А иначе и быть не может: она - Надежда!