г. Шумерля Чувашской Республики

Рука и мозг

 

У психологов есть такой тест, когда пациенту задают вопрос, чем для него является рука, и делают соответствующий вывод о развитии человека. Наблюдения за действиями детей показывают: чем больше уверенности в движении руки ребенка, тем сложнее его взаимодействия с окружающим миром, тем ярче работает его фантазия. В прогрессе функций мозга ребенка в первые годы жизни большая роль принадлежит движению рук. Первый научный анализ влияния специфических движений рук на развитие языка дал И.М. Сеченов. А исследования М.М. Кольцовой и ее сотрудников доказали, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга (по данным ЭЭГ), т.е. совместная активность моторных и сенсорных речевых зон. Следовательно, речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Таким образом, чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребенка. Какие же упражнения надо выполнять ребёнку?

Пальчиковая гимнастика

В самом раннем возрасте это то, что с нами делали бабушки или мамы: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», «Сорока-дуда, ты где была?»

Рисование

Сначала ребенку легче рисовать красками, гуашью, потом карандашами. Хорошо развивает руки ребенка работа с трафаретами, штриховка в разных направлениях.

Конструирование

В раннем возрасте это кубики, пирамидки, потом конструктор из крупных деталей. Чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали в конструкторе. Конструирование из бумаги (оригами) также упражняет руку ребенка.

Работа с ножницами

Обучение начинается с нарезания полосок, потом учим ребенка из геометрических фигур вырезать другие фигуры. Можно предложить вырезать картинки из старых журналов или газет.

Игры с игрушками, предметами

Волчок или юла – хорошие предметы, развивающие руки детей. Работа с пазлами, мозаикой – интересное и полезное занятие. Закручивание и откручивание пробок на бутылках, застегивание пуговиц, завязывание бантиков, шнурков – замечательные упражнения для развития рук.

Лепка из глины или пластилина, соленого теста

Сначала это могут быть колобки, колбаски, бублики, морковки. Взрослея, ребенок начинает лепить предметы, состоящие из мелких деталей. 

В своей группе я решила организовать кружок дополнительного образования под названием «Чудо-тесто». Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому дошкольный возраст считают «золотым веком» детского творчества.

Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же, наоборот,  необычной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
19 ноября 2010
00:00
Поделиться