г. Шумерля Чувашской Республики

Мудрое движение

 

При обучении детей их нередко сажают за стол. А вот мы считаем, что для этого необходимо движение, так как именно оно пробуждает и активизирует умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с движением мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.

Исследования доказывают, что движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Ещё в середине прошлого века американским доктором Полом Деннисоном была разработана программа «Гимнастика мозга» - система быстрых, простых, специфичных движений для детей. В России она впервые появилась в 1988 году. Сейчас ее используют в своей работе учреждения психологической помощи в более двадцати городах страны – в Москве, Уфе, Санкт-Петербурге, Чебоксарах и т.д. Огромная польза и привлекательность гимнастики – в ее простоте и практичности. И взрослые, и дети могут выполнять упражнения в любое время и в любом месте для повышения эффективности своих действий. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, - развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Комплекс движений гимнастики мозга можно разделить на три блока: упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные, массаж биологически активных точек); улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно-латерального характера); улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).

Основным требованием к квалифицированному использованию комплексов упражнений является точное выполнение движений и приемов. Проводить упражнения можно как на предметных, так и на специальных занятиях. Желательно, чтобы каждый ребенок почувствовал и осознал происходящие с ним изменения. Рекомендуется проводить занятия с подгруппой детей в эмоционально комфортной обстановке. С каждым днем задания могут усложняться, объем заданий - увеличиваться, темп выполнения – наращиваться. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и может составлять от 10-15 до 20-35 минут. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать цикл по следующей схеме: комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель); перерыв (2 недели); комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель); перерыв (2 недели); комплекс упражнений для развития  левого полушария (6-8 недель).

Так как я работаю по проблеме формирования у детей дошкольного возраста логического мышления, то часто приходится решать  с воспитанниками неординарные логические задачи, ситуации и упражнения. Изучив программу «Гимнастика мозга» и начав ее проводить в системе и по заданному циклу, мы пришли к положительным результатам. Учение через движение принесло нам непосредственную пользу. Дети с неспособностью к обучению стали мудро мыслить.

Предлагаю вам  использовать в практике адаптированный вариант разработок программы «Гимнастика мозга».

Упражнение «Перекрестные шаги  и прыжки».  Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука, а затем – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед, в стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При  ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, затем правой рукой левого колена.

«Алфавит восьмерками». Выпишите буквы в «ленивую восьмерку», размещая их следующим образом: симметричные, т.е. одинаковые - справа и слева в центр восьмерки, например, х, ф; ассиметричные, с закруглением влево - в левую часть восьмерки, например, а, э; в правую часть восьмерки – р, б;

«Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Перечисленные выше упражнения и такие упражнения, как «Сгибание спины», «Кнопки Земли», «Заземлитель», «Энергизатор», «Слон», «Кнопки мозга», «Помпа икр ног» и многие другие - это целостный подход к ребенку, объединяющий работу с телом, мозгом, эмоциями, чувствами и мыслями. Основной задачей является гармонизация младенческих рефлексов как основы мозговой деятельности, а также интеграция тела и мышления (тело делает то, что необходимо для мозга).



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
21 января 2011
00:00
Поделиться