г. Шумерля Чувашской Республики

Потребители – за честные финансовые услуги

Под таким девизом 15 марта пройдет Всемирный день защиты прав потребителей.

Отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Указанный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

К отношениям, регулируемым законом, относятся, в частности, отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредита для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему и хранению ценных бумаг граждан и других ценностей, оказание консультационных услуг.

Финансово-кредитные организации, оказывая услуги гражданам, не всегда соблюдают законные интересы физических лиц, что выражается в непредставлении необходимой и полной информации по кредиту, включении в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей. Пункт 1 статьи 16 Закона РФ “О защите прав потребителей” чётко закрепляет положение о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Обращаем внимание на то, что потребителю до заключения кредитного договора необходимо детально изучать его условия и, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы банком в кредитный договор не были включены следующие условия, ущемляющие права потребителей: навязывание дополнительных услуг о взимании комиссии за открытие (ведение, обслуживание) ссудного счета, за выдачу кредита, об обязательном страховании жизни и здоровья заемщика, что приводит к «удорожанию» финансовой услуги; ущемление права потребителей на неизменность условий договора (т.е. закрепление возможности его изменения или расторжения по желанию банка), к данным нарушениям можно отнести включение в договор условий о возможности одностороннего расторжения договора банком при нарушении заёмщиком любых своих обязанностей, об одностороннем изменении условий кредитования или процентной ставки (ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности»); возложение на потребителя не предусмотренной гражданским законодательством ответственности в виде штрафов и неустоек за несвоевременное внесение платежей; ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств путем взимания процентов, установления штрафов  за досрочное погашение кредита; ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности (типовыми формами договоров, как правило, предусмотрено, все иски к банку должны быть рассмотрены по месту нахождения банка или его филиала (представительства), тогда как в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца (потребителя) в суд по месту жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора, нахождения организации); нарушение права потребителя на свободу распоряжения принадлежащими потребителю гражданскими правами и свободу договора. Указанное нарушение выражается во включении в договор условий, запрещающих заёмщику (потребителю) выступать поручителем иных лиц, передавать в залог своё имущество третьим лицам, получать кредиты в иных кредитных организациях без письменного уведомления или согласия банка.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерле рекомендует потребителям до заключения кредитных договоров внимательно ознакомиться с условиями предоставления кредита, полной его стоимостью. При предоставлении потребительских кредитов кредитная организация должна доводить до потребителя достоверную и полную информацию о самой организации, об условиях кредитования, использования и возврата денежных средств. В случае использования специальной банковской терминологии кредитная организация дает соответствующие разъяснения для того, чтобы информация была понятна лицам, не обладающим специальными познаниями в данной области, и доступна без применения средств информационно-коммуникационных технологий. Кредитный договор, а также иные документы банка следует подписывать, только если потребитель уверен, что все его условия понятны, и потребитель точно представляет, какие платежи и в какие сроки  необходимо будет произвести.

Подписав кредитный договор, потребитель соглашается со всеми его условиями и принимает на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей. При неисполнении и/или ненадлежащем исполнении заемщиком этих условий банк вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, 14 марта,  территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерле  проведет прием граждан по адресу: ул. Щербакова, д. 9, каб. 12, с 9.00 до 12.00 часов, а также организует «горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей по т. (83536) 5-29-15.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
11 марта 2011
00:00
Поделиться
;