Мы - за традиционные формы работы!
Такие слова словно девиз произнесла Н.М. Бедретдинова, быстро хозяйским взглядом окидывая витрины перед началом рабочего дня. «Несмотря на массовое внедрение во многих торговых точках популярного в советское время принципа самообслуживания, «Мелодия» по возможности останется такой, какая есть. Так и покупателей устраивает, и продавцов дисциплинирует», - это было ответом на вопрос о тенденциях развития её малого бизнеса, с которым корреспондент газеты «Вперед» обратилась к ней в преддверии Дня российского предпринимательства.
Почему на торговлю и почему именно на «Мелодию» пал редакционный выбор? Во-первых, потому, что в Шумерле сфера торговли вкупе с общепитом и бытовым обслуживанием составляет весомую долю в структуре малых предприятий – 39 процентов. Во-вторых, часто приходится бывать в этом магазине и воочию наблюдать изменения, происходящие там. Может, они не столь значительны для стороннего обывательского взгляда, но невольно настраивают на позитив: и украшенные к праздникам торговые залы, и яркие цветы, и плакаты с добрыми пожеланиями, и ухоженная территория, и новая униформа. Но три основы успеха любого бизнеса – это, конечно, ассортимент, ценовая политика и персонал.
Насчет первого и второго у каждого горожанина есть своё субъективное мнение, переубеждение или рекламу целью не ставлю. А вот люди… О них-то как раз и стоит сказать, ведь общения с продавцами при покупках не избежать, их профессионализм, умение работать с клиентами или отсутствие оного напрямую влияет и на имидж, и на товарооборот – к грубым, невнимательным продавцам покупатели просто не пойдут.
Для Н.М. Бедретдиновой проблема подбора кадров, как и десять лет назад, остается актуальной. «Сейчас довольно сложно найти среди молодежи хорошего продавца или просто человека, готового учиться и посвятить себя этой непростой профессии. Поэтому своих девочек, кто уже много лет в профессии и кого сами обучили, берегу. Конечно, и требую, - полушутливо добавила хозяйка магазина. – Требую, чтобы не боялись общаться с покупателями, ведь многие, особенно, пожилые люди, приходят в магазин в том числе чтобы что-то узнать, посоветоваться, ведь сейчас постоянно появляется много новых, незнакомых и непривычных продуктов и товаров. Внимание и компетентность в своем деле повышают престиж профессии продавца».
А вот продавец с большим стажем Валентина НАУМОВА призналась, что до сих пор учится у покупателей: «Кто-то заметит, что товар на витрине некрасиво разложен или не виден. Кто-то поделится мнением по поводу качества продуктов. Ведь попробовать всё продавцу нереально, а покупатели обычно спрашивают, вкусно ли?».
История этой всегда спокойной, но расторопной за прилавком женщины, Валечки, как ее называют многие, несмотря на зрелый возраст, - как «изворотливая» Сура, на берегах которой она родилась и выросла. Еще учась в школе, в Порецком районе, Валентина в мечтах видела себя библиотекарем. Но родители решили по-другому: на селе нужен был образованный молодой специалист-экономист, поэтому по направлению от колхоза Валентину послали в сельхозинститут. Но и тут судьба распорядилась иначе. Не пройдя в институт по конкурсу, Валентина, чтобы не терять год, буквально в последний день подала документы в Чебоксарское торговое училище. Окончила его в 1980 году и по распределению приехала в Шумерлю, устроилась в магазин «Радуга». Вышла замуж, родила двоих детей. А в середине 90-х пришла работать в «Мелодию», да так и осталась в профессии. Может, раскладывать товар на прилавке, помогать людям определиться с выбором покупки для нее словно с книгами на библиотечных полках управляться? В любом случае, свою работу, пусть и не по юношескому призванию, В. Наумова любит. А потому, наверное, она не раз оказывалась в числе победителей конкурсов профмастерства среди продавцов. Оттого и молодых вновь принимаемых работниц Н.М. Бедретдинова старается закреплять за «старой гвардией».
К примеру, Ольга АЛЕКСЕЕВА постигала премудрости профессии продавца-кассира именно под началом В. Наумовой: «Пришла в «Мелодию» 18-летней, после курсов в чебоксарском колледже – со страхом подходила к кассе, боялась что-то сделать не так. Но Валя была рядом и помогала. Да и сейчас, спустя 8 лет, чуть что – за советом к ней». Ольга о своей работе говорила с воодушевлением, вспоминая, как в детстве самая любимая игра была «в магазин», как после декретного решила попробовать себя в другой области (на молокозаводе), но через месяц вновь вернулась в дружный коллектив «Мелодии». В общем, не жалеет молодая женщина, что пришла в торговлю и осталась ей верна. «Конечно, не всякому такое по душе – за прилавком часами стоять, угождать покупателям, когда и на грубость смолчать… Но все равно, я свою профессию ни на какую другую не поменяю, тем более с каждым годом и условия труда улучшаются, и оплата устраивает», - уверенно напоследок сказала Ольга.