«Любуйся ими - и молчи!»
Первое, что сказал мне Александр Васильевич о себе в момент нашего знакомства: «Я флибустьер». Для моего поколения, выросшего на «Бригантине» П. Когана, это слово сразу повеяло романтикой юности, пьянящим ароматом моря, манящим зовом странствий. В флибустьерском дальнем синем море. Бригантина поднимает паруса. Не знать этой песни в моей юности было дурным тоном.
И вот передо мной новоявленный флибустьер. По толковому словарю – морской разбойник, пират. По-когановски, - покоритель морской стихии. По-моему, летописец сурового северного края, чьи пейзажи заполнили городской выставочный зал.
Выросший в Шумерле А.В. Инкин вернулся в родной город с богатой коллекцией своих картин, познакомившись с которой, я поняла: город вырастил еще одного талантливого художника, хотя талант его не торопился раскрыться.
Родился А.В. Инкин в
Для Александра Васильевича это был первый этап становления личности художника. Живопись пока не увлекала так, что её можно было бы назвать путеводной звездой, но в жизни мальчика появился человек, определивший для него этические и эстетические нормы поведения. И первый принцип, соединить в себе чувство прекрасного с высокой моралью, был заложен в школе.
А затем начинаются поиски себя: Васильевский автотранспортный техникум под Казанью, армия в Пензе и Казахстане в ракетных войсках. Живопись пока проходит по обочине жизни: в армии заметили задатки художника – пригласили в штаб для оформления стендов; у солдат своя просьба – увеличить лицо любимой девушки с маленькой фотографии. Получалось здорово – заказы продолжали поступать.
В соперничество с живописью вступала музыка. И снова истоки этого увлечения находим в школе-интернате. В духовом оркестре школы Александр Васильевич освоил игру на трубе. Затем самостоятельно игру на гитаре. В масштабе Шумерли стал человеком заметным: электрогитариста из ансамбля клуба «Восход» узнают на улицах города до сих пор.
Дорога странствий прошла через Прибалтику. Здесь его ждала судьба: жена. Она стала и спутницей жизни, единомышленницей, и музой.
Жизнь забросила молодую семью на север, в Ямало-Ненецкий национальный округ, в г. Лабытнанги, что за северным полярным кругом. Полярный Урал открыл в А.В. Инкине прирождённого пейзажиста. Муза - вдохновительница создавала нужную атмосферу для творчества. Успехи и поддержка в среде профессиональных художников поселили веру в себя, художника по призванию.
Отсчёт своего творчества Александр Васильевич начинает с 1998 года. Его первый пейзаж «Морозная тишина» можно увидеть на выставке, которая проходит в здании ФОКа «Олимп».
С этого года наш непокорный флибустьер – пленник природы Заполярья. Он сдался в плен добровольно и чувствует себя в рабстве у живописи очень комфортно.
Полярный Урал – стихия непокорная, но покоряющая. Чем так пленил полярный Урал жителя средней полосы? Суровой сдержанностью, неприхотливой красотой, утонченностью колорита. Горные склоны, поросшие лиственницами, ёлками, ивами, берёзами, создают образ Урала, который является воплощением молчаливого величия, неразгаданной тайны бытия, завидного покоя и достоинства. В пейзажах А.В. Инкина и пушкинское «очей очарованье», и тютчевская «чародейка-зима», и рубцовский «шум порывистых берёз».
Говорить о пейзаже сложнее, чем об исторической или жанровой живописи. Выставка располагает, скорее, к созерцанию, чем к обсуждению. Комментарии к картинам порой излишни, общение с пейзажами становится личностным, впечатления не поддаются словесному выражению. И все-таки выплеснуть эмоции хочется.
Свою картину «Уральский полдень» А.В. Инкин считает самой удачной. Почему? Сколько зрителей – столько ответов. А мне кажется: картина объединила живопись, музыку, театр и литературу. Хор ёлок с трехголосьем запевал (три высоких дерева в центре) предстал перед зрителем, как на сцене. И на этом фоне слова Тютчева: «Любуйся ими – и молчи!» - звучат как заклинание, как зов красоты, величия, вечности.
Выставка работает с понедельника по пятницу с 14 до 15 часов, в субботу – с 11 до 12 часов.