Интеграция со школой искусств: только плюсы!
В контексте нового целеполагания развития российского образования, направленного на обеспечение компетентностного подхода, востребованность дополнительного образования значительно возрастает.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Детская школа искусств города Шумерли реализует образовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности. Для каждой ступени основного образования мы способны предложить свой содержательный модуль:
на этапе дошкольного образования – предшкольная подготовка,
на этапе начального образования – развитие художественного творчества детей, воспитание творческой личности,
на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности, профессиональной ориентации и обеспечение допрофессиональной подготовки.
Поскольку дети приходят к нам в школу не просто из ниоткуда, а именно из дошкольных и общеобразовательных учреждений, то на всех этапах обучения все субъекты образовательного пространства города естественным образом вовлечены в процесс интеграции дополнительного и общего образования, позволяющий успешно развивать познавательную, творческую и гражданскую активность детей.
На протяжении многих лет мы ведем активное сотрудничество со школой № 2, поскольку, по статистике, именно обучающиеся этой школы составляют основной контингент вокального и хорового отделений. Школьники вовлечены в интенсивную концертную работу.
Четыре года назад в школе № 3 было открыто эстетическое отделение ДШИ № 1. С 2009 года в ДШИ № 1 обучаются воспитанники Шумерлинской санаторной школы-интерната. Работают группы раннего эстетического обучения на базе детских садов №№ 18, 11. Такое сотрудничество дает пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла в общеобразовательных школах. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.
Что же дает такое взаимодействие всем участникам интеграционного процесса? Дети имеют возможность получить начальное профессиональное образование, а также индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе в основной общеобразовательной школе. Школа искусств помогает ребенку в изменении своего статуса. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в нашей школе он может оказаться в числе лидеров. Также воспитанники ДШИ имеют возможность применить свои умения и навыки, полученные в стенах нашей школы, в других видах деятельности. Например, ребята из школы № 1, занимающиеся в ДШИ сольным пением, имеют возможность показать свои умения в театральной студии «Дрозды» и, в свою очередь, занимаясь театральными технологиями, уже как вокалисты получают неоценимый опыт актерского мастерства, приобретают знания в области сценического движения, техники речи и пр.
Школы получают возможность использовать специалистов высокого уровня (музыкантов, художников, преподавателей театрального искусства), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы. Расширились и укрепились контакты школ с детской школой искусств, что открыло новые возможности для воспитательной работы. Сотрудничая с общеобразовательными школами, ДШИ № 1 принимает активное участие в совместной подготовке к городским концертным и общественно значимым мероприятиям. Школы активно используют накопленный исполнительский багаж воспитанников ДШИ, а дети получают дополнительную концертно-исполнительскую практику. В школе происходят важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: преподаватели разрабатывают новые авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
Ежегодно нашим ребятам приходится выезжать на фестивали в другие города, и их успех воспринимается как общая победа и школы искусств, и тех учебных заведений, в которых они обучаются. В последние годы мы даже перестали «тянуть одеяло на себя». Воспитанники школы искусств стали востребованы не только в своих школах, но и в городе. Скажите, чья ученица Людмила Яриванова? И в школе № 1 – лидер, и в ДШИ № 1 – неизменная участница всех концертных программ, и в ДДТ – успешная, яркая личность! Не говорю уже о Людмиле Халяминой - ее знает весь город, и никто не задумывается – чья это ученица, лицо какого учебного заведения она представляет? И таких примеров можно привести множество. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города, а это и есть результат интеграционных процессов наших учебных заведений.