г. Шумерля Чувашской Республики

Интеграция со школой искусств: только плюсы!

В контексте нового целеполагания развития российского образования, направленного на обеспечение компетентностного подхода, востребованность дополнительного образования значительно возрастает.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Детская школа искусств города Шумерли реализует образовательные  программы дополнительного образования детей  художественно-эстетической направленности. Для каждой ступени основного образования  мы способны предложить свой содержательный модуль:

на этапе дошкольного образования – предшкольная подготовка,

на этапе начального образования – развитие художественного творчества детей, воспитание творческой личности,

на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности, профессиональной ориентации и обеспечение  допрофессиональной подготовки.

Поскольку дети приходят к нам в школу не просто из ниоткуда, а именно из дошкольных и общеобразовательных учреждений, то на всех этапах обучения  все субъекты образовательного   пространства  города  естественным образом вовлечены  в процесс  интеграции дополнительного и общего образования, позволяющий  успешно развивать познавательную, творческую и гражданскую активность детей.

На протяжении многих лет  мы ведем активное сотрудничество со школой № 2, поскольку, по статистике, именно обучающиеся этой школы составляют основной контингент  вокального и хорового отделений. Школьники вовлечены в интенсивную концертную работу.

Четыре года назад  в школе № 3 было открыто   эстетическое отделение ДШИ № 1. С 2009 года в ДШИ № 1   обучаются   воспитанники  Шумерлинской санаторной школы-интерната. Работают группы раннего эстетического обучения на базе детских садов №№ 18, 11.  Такое сотрудничество дает  пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла в общеобразовательных школах. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

Что же дает такое взаимодействие   всем участникам интеграционного процесса? Дети имеют возможность   получить начальное профессиональное образование, а также индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе в основной общеобразовательной школе. Школа искусств  помогает ребенку в изменении своего статуса. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в нашей школе он может оказаться в числе лидеров. Также воспитанники ДШИ имеют возможность применить свои умения и навыки, полученные в  стенах нашей школы, в других видах  деятельности.  Например, ребята из школы № 1,  занимающиеся  в ДШИ сольным пением,  имеют возможность показать свои умения в театральной студии «Дрозды» и, в свою очередь,  занимаясь театральными технологиями, уже как вокалисты получают неоценимый опыт  актерского мастерства, приобретают знания в области сценического движения, техники речи и пр.   

Школы получают возможность использовать специалистов высокого уровня (музыкантов,  художников,   преподавателей театрального искусства), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы. Расширились и укрепились контакты школ с детской школой искусств, что открыло новые возможности для воспитательной работы. Сотрудничая с общеобразовательными школами, ДШИ № 1 принимает активное участие в совместной подготовке к городским концертным и общественно значимым мероприятиям.  Школы активно используют накопленный исполнительский багаж  воспитанников ДШИ, а дети получают дополнительную концертно-исполнительскую практику. В школе происходят  важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: преподаватели разрабатывают новые авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Ежегодно нашим  ребятам приходится выезжать на фестивали в другие города, и  их успех воспринимается как общая победа и школы искусств, и тех учебных  заведений, в которых они обучаются.  В последние годы мы даже  перестали  «тянуть одеяло  на себя». Воспитанники школы искусств  стали востребованы не только в своих школах, но и в городе. Скажите, чья ученица Людмила Яриванова? И в школе № 1 – лидер, и  в ДШИ № 1 – неизменная участница всех концертных программ, и в ДДТ – успешная,  яркая личность!  Не говорю уже о Людмиле Халяминой - ее знает весь город, и никто не задумывается – чья это ученица,  лицо какого учебного заведения она представляет? И таких примеров можно привести множество. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города,  а это и есть результат интеграционных  процессов наших учебных заведений. 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
02 сентября 2011
00:00
Поделиться
;