г. Шумерля Чувашской Республики

«Времен связующая нить»

95-летний юбилей города. Не круглый, но все-таки. Его можно расценивать как генеральную репетицию к 100-летнему юбилею. Вот почему так важно уже сейчас собирать и систематизировать материал, связанный с историей города, ибо эта память поможет нам протянуть «времен связующую нить».

Городской краеведческий музей представляет ко Дню города новую экспозицию, в которой образ Шумерли высветится иначе, чем мы подчас видим свой город, маленьким, незавидным, заурядным.

Город – это прежде всего люди и их дела. Поэтому крупным планом в экспозиции будет представлена выставка картин трех поколений Ванеевых: отца, сына, внучки.

Цель моей статьи – познакомить читателей с этой заслуживающей внимание династией и пригласить на открытие экспозиции.

Уважаемые читатели, как вы встречаете особую пору своей жизни, именуемую деликатно преклонный возраст, а если сказать прямо и честно – старость?

Молодые читатели, очевидно, сразу же потеряют к публикации интерес: это не о них. Зрелое поколение задумается: а в самом деле, как? Старшее вздохнет: да никак не встречаем: пришла старость, скрутили болезни – вот и сказке конец.

Милые читатели, не драматизируйте ситуацию, лучше вспомните слова из стихотворения Э. Рязанова: «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить». Учитесь этому не только у поэтов, но и друг у друга, например, у Владимира Федоровича Ванеева.

Давайте познакомимся. В.Ф. Ванеев, уроженец Кировской области, в 1965 году приехал в Шумерлю, да так и остался здесь навсегда. Все лучшее в его жизни связано с нашим городом: здесь он вырос профессионально от мастера до начальника производства химического завода, здесь женился, здесь родились его дети, здесь взяла его в плен живопись, да так, что теперь, когда он перешел 70-летний рубеж, она стала не просто увлечением, а формой существования, формой нового познания жизни, формой самовыражения.

В молодости Владимира Федоровича захлестывали работа, семья, повседневные заботы и не было времени заглянуть в глубь себя и честно сказать: «А мне всегда чего-то не хватает…».

И вот наступил тот самый преклонный возраст, а вместе с ним пришла желанная свобода, и Владимир Федорович понял: живопись для него – тот самый причал, к которому он, состоявшийся производственник, счастливый муж и отец, пришел на новом этапе своего жизненного пути, чтобы собственным примером убедить нас: творец и творчество – высшая степень проявления человеческой сущности.

Картины, представленные Ванеевым в нашем музее, можно разделить на две части: копии знакомых шедевров и собственное творчество.

Найдутся скептики, которые скажут: «Для чего повторять Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рембрандта, если теперь есть и Интернет, и качественные репродукции?». И тут они встретят мой возражающий жест. Для человека, не имеющего специального образования даже на уровне детской художественной школы, впервые взявшего в руки кисть на пенсии, копии – это школа. Приходите не сравнивать, а учиться начинать с нуля, учиться постигать великую пастернаковскую мудрость: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…».

Пройдя школу великих мастеров, Владимир Федорович приходит к собственным картинам, отдавая предпочтение портрету и пейзажу. Задержимся возле одной из них. «Река Вятка». Пейзаж малой родины автора. На этой реке он вырос. Река неширокая, но судоходная. Пейзаж узнаваемый, какой бы мог быть и на Суре. Однако же сумел автор передать своеобразие своего северного края, исконно русской вятской земли. Вдали на пологом берегу под кучевыми облаками – церковь. Кировский край – земля православная, вынесшая и поругание веры, и крушение храмов, и инквизицию отцов церкви. Одинокая церковь стоит как память священного прошлого родного края, уносимая в вечность на крыльях кучевых облаков.

Гены художника передались от отца сыну. Андрей Владимирович Ванеев – архитектор, имеющий биографию типичную для человека послевоенного поколения.

Ученик второй школы, он получил первые навыки в области живописи в детской художественной школе. Затем была учеба в художественном училище в Чебоксарах. Приобретенные знания художника-оформителя реализовались в течение двух лет в бюро эстетики Шумерлинского комбината автофургонов. Начало перестройки в стане совпало со службой в армии (1987-1989 гг.). И наконец, поступление в Российскую академию живописи ваяния и зодчества И.С. Глазунова.

Сейчас Андрей Владимирович живет в Москве, является доцентом кафедры рисунка Института традиционного прикладного искусства. Он бесконечно благодарен своим учителям в Шумерле: В.И. Сапожникову, Н.Ф. Мартьянову. В Чебоксарах – Р.М. Ермолаевой, А.М. Федосееву, В.Г. Бритвину. В Москве – П.П. Литвинскому. И.С. Глазунов влиял на нашего земляка, скорее, человеческими качествами:  взыскательной строгостью справедливого судьи во время сложнейших просмотров студенческих работ, отеческой заботой о своих студентах, пристальным вниманием к их общему развитию. Даже в тяжелые 90-е годы ХХ века он находил средства, чтобы отправить ребят в Санкт-Петербург, цитадель русской живописи, закупал редкие книги, ибо понимал, что без чтения художественной и научной литературы не состоялся еще ни один художник.

Прекрасной школой для А.В. Ванеева стала работа под руководством И.С. Глазунова по восстановлению Большого кремлевского дворца в Москве.

Являясь участником выставок в Москве и Подмосковье, Андрей Владимирович в нашей экспозиции представлен небольшим количеством работ: один пейзаж («Утро»), написанный маслом, и четыре карандашных рисунка.

Если для отца важно передать увиденное (сказывается увлечение фотографией), то для сына важны ощущение, настроение, состояние. Так и в пейзаже «Утро». Небольшой откос, деревья, кустарники, травы – все окутано легким туманом; серое небо обещает хмурый день. Это, скорее, этюд, который может стать частью картины.

В карандашных рисунках чувствуется архитектор. Колонны Казанкого собора, боковой вход в Эрмитаж, взметнувшаяся ввысь колокольня Никольского морского собора – на всей архитектуре Санкт-Петербурга печать геометрической строгости, изысканной стройности, античной гармонии. И все это передано карандашом и углем – средствами, не нуждающимися, подобно самому Петербургу, в излишествах цвета.

Таков А.В. Ванеев. Московский архитектор с шумерлинскими корнями, с чувашскими истоками. Прекрасный сын с огромным желанием поддержать отца на его первом вернисаже. Шумерля – город художников, в котором крепка «времен связующая нить».

На одном из портретов Ванеева – старшего – девочка, вступающая в пору юности. Ветер странствий развевает ее русые волосы, речная прохлада ласкает красное платье. Это «Портрет Насти». Дедушка написал внучку, созерцающую речные дали с борта теплохода. Владимир Федорович пытается уловить пристальный взгляд Насти – растет художница.

Сегодня она ученица 11-го класса Московского академического художественного лицея при Академии художеств России, участница детских выставок в Центральной библиотеке. Отдает предпочтение графике.

На нашей выставке две Настины работы: «Масленица» и «Новый год настает». Девочка любит праздники. И правильно: детство для праздников. Однако, как она их воспринимает?

«Масленица». В вихре хоровода закружились русские матрешки. По мнению автора, этот праздник выражает себя прежде всего в танце, фонтане  радости и буйстве красок.

Новый год – другой праздник. Настя представила его в жанре натюрморта: на столе часы, елочные шарики, старинный подсвечник и колпак Деда Мороза. Все предметы отобраны осмысленно: здесь и аксессуары, указывающие на конкретный праздник (колпак, шары), и часы, отсчитывающие минуты уходящего года, и подсвечник – кульминационный центр  композиции, - в котором – и намек на новогодние свечи, и ассоциация с антиквариатом. Старина – это копилка памяти. Так и здесь юная художница хочет надеяться, что грядущий год будет хранить в себе память о прошлом.

Время отсчитывает минуты, поколения сменяют друг друга, а память неумолимо влечет нас к своим истокам. Безусловно все, что приходит на смену предыдущему, совершеннее. Однако то, что остается в фпрошлом, значительнее, потому что оно - основа для нового возрождения, которое устремляет нас в вечность.

На выставке – часы работы Ванеева-старшего. Да, да, «мастер – золотые руки» - это о нем. Собранные Владимиром Федоровичем, закованные в корпус, выполненный по его эскизам, часы идут. Они зорко следят за тем, чтобы не порвалась «времен связующая нить».

Приглашаем вас на открытие выставки, которое состоится 7 сентября в 14 часов в городском краеведческом музее.

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
02 сентября 2011
00:00
Поделиться
;