г. Шумерля Чувашской Республики

«Ах, этот вечер!»

Статья еще не была написана, а название возникло само собой. «Ах, этот вечер, лукавый маг…» - звучало в прощальной песне этого незабываемого вечера, который накануне 8 Марта подарили шумерлинцам учителя и ученики школы искусств.

Как часто нам, жителям маленького города, не хватает одухотворенности большого зала московской консерватории, блеска и великолепия Большого театра, уюта и утонченности Юсуповского дворца. И как часто наряду с этой недосягаемостью мы не замечаем, что удивительное рядом.

Разве не удивительно, что девочки, которые выросли на наших глазах, в наших школах, стали в городе законодателями изысканного вкуса и изящной культуры общения. Я имею в виду С.А. Мокшонкову, директора школы искусств, И.А. Колот и С.Г. Яцкевич, преподавателей школы. Именно им мы благодарны, в первую очередь, за то, что своим мастерством они превратили известные романсы в знакомых незнакомцев.

Зал школы искусств был полон. Овеянные душистыми гроздьями музыки, зрители из «детей бесчувственной эпохи» превратились в поклонников Его Величества Романса.

Вы улыбаетесь моей высокопарности, читатель? Напрасно. Я всего лишь хочу передать атмосферу вечера, на котором, к сожалению, многие не побывали. А между тем…

Рояль открыт, свеча на нем мерцает.

Как дымка, тянется прозрачная вуаль…

Аккорд, еще. И… сердце замирает…

Увы! Не ждите продолжения. Это мои несовершенные вирши. Я не пишу стихи, но эта музыка!.. Как иначе передать ту атмосферу любви и печали, которая уже царила на сцене до появления артистов.

Но вот они появились, три грации из XIX века: Люда Яриванова, Катя Решнова и Настя Жижайкина, - чтобы напомнить нам о тех «чудных мгновениях», в которых соединяются «и жизнь, и слезы, и любовь».

Девочки в своих воздушных кринолинах напоминали не столько своих сверстниц из века XIX, сколько героинь с картин В.Э. Борисова – Мусатова. Именно его картина «Вина» застыла на экране в момент чтения стихов. Трогательная нежность картины, которая так гармонично слилась с юными голосами наших преображенных современниц, стала выразительным вступлением литературно-музыкальной композиции.

Наступает «завязка». На сцене – учителя. Кринолины сменились короткими черными платьями, украшенными ниткой белых бус. Уважающая себя француженка обязательно имеет в своем гардеробе маленькое черное платье – признак хорошего тона. И наши шумерлинские «француженки»: С.А. Мокшонкова, И.А. Колот, С.Г. Яцкевич, – так ненавязчиво соединили «век нынешний и век минувший». Ну как тут не вспомнить Л.Н. Толстого, который о своей любимой героине Наташе Ростовой воскликнул: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха… этот дух?..». Не о наших ли законодательницах сказал классик?!

Но форма только тогда обретает силу, когда она наполнена содержанием. Акапелльное трехголосье старинного русского романса А. Обухова «Калитка» - это ли не достойное содержание?

Вот так осторожно мы отворили калитку в чертоги русского романса, где нас встретил Семен Сорокин, выпускник хорового отделения ДШИ, и окутал романтическим флером. Романс на музыку А. Ермолаева «Звезда» прозвучал в исполнении ученика И.В. Сутягиной как приглашение в «тишину и безмолвие, где постигается смысл и сила» романса глубже и проникновеннее. Именно этими словами предварила звучание романса ведущая вечера И.А. Колот.

О ведущей – особо. Изящная, мягкая, музыкальная, она явилась тем стержнем, без которого не состоится ни одно яркое событие. Она идейный руководитель вечера, автор сценария, прекрасная ведущая, наконец, чистейшее сопрано в трио преподавателей.

Попробую передать ту стройность, которая отличала сценарий вечера. Вслед за «путеводной звездой» на небосклоне романса зазвучали серебряные переливы жаворонка. Конечно, без М.И. Глинки разговор о русском романсе невозможен. Ирина Анатольевна напомнила о несостоявшейся любви композитора к дочери А.П. Керн. Казалось бы, тут-то и прозвучать романсу «Я помню чудное мгновенье», посвященному избраннице Глинки, но неожиданно звучит «Жаворонок». И в этом особый прием сценариста: увлечь слушателей не историей и литературой, а именно музыкой, исток которой – сильные чувства, глубокие переживания, душевные порывы. Кристаллические трели жаворонка во вступлении романса подготовили изумительную мелодию, прозвучавшую в исполнении Насти Мокшонковой (преподаватель С.Г. Яцкевич) сладко и печально. Девочка с недетской выразительностью передала переживания Глинки.

Ученики ДШИ наследуют любовь своих учителей к певческой культуре России. Что может быть лучше в сфере образования и воспитания, как непрерывная связь поколений?!

Еще один пример такой связи – ученица И.В. Сутягиной Катя Алатырцева. От Глинки – к Даргомыжскому – закономерный путь в истории  русского романса. Ирина Анатольевна имела это в виду, когда включала в программу романс А.С. Даргомыжского «16 лет». О ком пела Катя? О шестнадцатилетней светской девушке XIX века? О себе, конечно. Отдавая предпочтение классике, она почувствовала себя в словах А. Дельвига и в музыке А. Даргомыжского, доказав тем самым, что романс – жанр неувядающий.

Ну как в разговоре о романсе обойтись без А. Алябьева? Однако знаменитый «Соловей» требует колоратурного сопрано. А если его нет? Значит, знакомый незнакомец предстанет в фортепьянном переложении М.И. Глинки. Часто ли мы в Шумерле слышим пианино? А как оно, оказывается, нужно зрителям! Когда зазвучали «Вариации на тему романса «Соловей» Глинки в прекрасном исполнении преподавателя Е.А. Долговой, зал замер, ибо в них та буря чувств, переполнявших несчастного Алябьева, о котором так проникновенно рассказала ведущая.

Жизнь романса в XX веке продолжилась. М. Цветаева и А. Петров счастливо соединились в «Романсе Настеньки», который прозвучал в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово». А на нашем вечере, да еще в Год российской истории, каким объявлен 2012 год, этот романс ввел нас в атмосферу светской гостиной, где блестящие офицеры являют собой образец служения прекрасной даме. Преподаватели школы искусств сумели найти сценическое решение этого романса: классическое пение Н. Мокшонковой украсил своим присутствием на сцене С. Сорокин в роли галантного офицера.

Как много нужно, чтобы номер состоялся: глубокий текст М. Цветаевой, трепетная музыка А. Петрова, яркое образное воплощение С. Яцкевич, прекрасные вокальные данные Н. Мокшонковой, офицерская стать С. Сорокина. И все это ради трех минут звучания романса. Но каких минут!

XXI век шагнул во второе десятилетие, а романсы новой эпохи уже в репертуаре учеников ДШИ: «Романс» Н. Новосадович в исполнении Зои Ефимовой (преподаватель И.В. Сутягина) и романс «Ты мой бог» (сл. С. Есенина, музыка С. Трофимова) в исполнении Ильи Швецова (преподаватель по классу гитары Н.Е. Суркова) – тому доказательство. Илья исполнил романс под собственный аккомпанемент гитары. В век фонограмм голос гитары способен по-прежнему говорить со зрителем, а значит, оставаться тем мостом, который прокладывает самый короткий путь к сердцу слушателя. И как хорошо, что юноша отдает предпочтение ей, а не пресловутой попсе!

Финал. Как трудно его бывает выстроить. Но вечер готовили мастера, а им подвластно все. И.А. Колот взяла на себя главное – определить кульминацию композиции: «Любовь мудрей с опытом утраты» - такова основная мысль романса И. Климовой «Зимний вечер», который прозвучал в исполнении Ирины Анатольевны, таков лейтмотив всего происходящего на сцене.

Завершая повествование о романсе, на сцене снова появилось трио преподавателей. Вечер обрел самую совершенную форму – кольцевое обрамление, а прощальная песня М. Дунаевского «Ах, этот вечер» оставила в душе каждого радость осознания – удивительное рядом!



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
16 марта 2012
00:00
Поделиться
;