г. Шумерля Чувашской Республики

Да здравствует разум, или Долго ль будет длиться ослепленье?

Как-то листая какой-то развлекательный журнал, каковыми ныне завалены все газетные киоски, натолкнулся на очень интересный анекдот. В психиатрической больнице один психиатр говорит другому: «Что-то перестали поступать к нам Наполеоны и Александры Македонские?». «А ничего удивительного в этом нет, - отвечает ему коллега. - Просто никто сейчас не знает, кто такой Наполеон и кто такой Александр Македонский».

Вот так вот: никто не знает! Немудреный анекдот, но в нем заложен глубокий смысл. Смысл глубокий, но он легко угадываемый.

Но это анекдот. А вот факт. Осенью прошлого года в один Петербургский университет прибыла телеведущая Анна Чапман. Она член Правления движения «Молодая гвардия» - «Единая Россия». Цель ее визита в этот вуз - лекция о движении «Молодая гвардия». На вопрос студентов, а что она знает о настоящей «Молодой гвардии», созданной в период Отечественной войны комсомольцами Краснодара, член Правления нынешней «Молодой гвардии» растерянно захлопала глазами. Мало того, Чапман не имела (не имеет) ни малейшего представления о молодежном движении в годы Отечественной, не говоря уже о движении молодежном в период гражданской войны, в годы предвоенных пятилеток.

Эти два примера напомнили мне выступление в газете «Вперед» (март 2011 г.) полковника в отставке К. Пронина, ратующего за переименование улицы МОПРа. И мотивирует он свое предложение тем, что якобы никто не знает, что обозначает эта аббревиатура, да и аббревиатура ли это. То есть это название организации, которой в настоящее время нет. Это историческое прошлое, которое никто не помнит (хорошо хоть, сам автор помнит!). Согласен, только нельзя утверждать, что это название изжило себя. История ничего не «изживает», не отбрасывает - в ней каждое лыко в строку, независимо от социально-политического и экономического содержания того или иного события, явления, характера их. Другое дело, что с исчезновением того или иного явления, организации, о них просто не упоминают - они становятся прерогативой историков, специалистов.

Но хотелось бы освежить некоторым горожанам память. Был завод «Большевик». Теперь его нет. Но название упоминается и поныне в определенных случаях. То же самое можно сказать и о бывшей артели «Труженик».

Комбинат автофургонов когда-то назывался деревообрабатывающий комбинат имени Петрова. Петров - бывший первый секретарь обкома ВКП (б). В 1937 году он был репрессирован, и имя его было втихую снято.

В 1941 году я пошел в школу имени Куйбышева. Кто помнит, что это имя  когда-то носила школа № 2?

В 1945 году, по окончании Великой Отечественной войны, я пошел в школу имени Ленина. Кто помнит, что это имя носила школа № 1? Знают ли об этом учителя этих школ? Утверждать, что знают, не могу.

Лесокомбинат когда-то называли «Футболкой». На его территории в свое время было футбольное поле, принадлежавшее футбольной команде (то ли «Пламя», то ли «Знамя» - точно не помню) экстрактового завода «Большевик» (затем химзавод). Ныне горожане знают, что расположено на его бывшей территории.

Что же поделаешь? Что попишешь? Ушли эти названия в забвение.

Многие названия сохраняются длительное время, хотя те места, те явления, которые они обозначали, давно исчезли. Названия - живут. Ну кто помнит, почему улица, и даже целый микрорайон, называются «Тракторная»? Почему пустырь между пищекомбинатом и улицей Тимирязева, ныне застраиваемый частными домами, назывался «Дымовский сад»? В первом случае - на Тракторной в свое время располагался тракторный парк (затем депо узкоколейных финских паровозиков) - древесина с лесоучастков доставлялась в вагончиках, буксируемых тракторами (затем паровозиками) на химзавод. А Дымовский сад был заложен после войны бывшим директором пищекомбината Дымовым. Жизнь и деятельность этого человека заслуживают внимания, и добрая память о нем не должна быть предана забвению.

Как-то спросил одного молодого человека: почему тот микрорайон, в котором он проживает, называется «Камчатка»? «А потому, что мы далеко от центра города, на окраине». Ответ более чем удивителен.

Выходит, как следует из упомянутой выше статьи, поскольку много забыто, надо убирать названия (?). Логика более чем странная.

Где-то в 60-е или 70-е годы бывший сотрудник газеты «Вперед» Е.А. Афанасьев, много и плодотворно занимавшийся краеведением, привел три версии происхождения названия нашего города. В чувашском названии по первой версии оно обозначает гнилое топкое болото (город вырос на месте топких болот). По второй версии - цветущая черемуха. К югу от города, вдоль Суры были огромные заросли черемухи. Ныне топких болот и зарослей черемухи вроде бы и нет, а название живет. Третьей версии, к сожалению, не помню.

И вообще, люди, интересующиеся топонимикой, историей города и района, могут объяснить происхождение названий многих мест, микрорайонов, улиц, организаций.           

Ценящие историю - не конъюнктурщики, они берегут, стараются сохранить память о прошлом. Верно сказал один мудрый человек: забыть прошлое - не любить настоящее, не предвидеть будущего.

Начало данной статьи является как бы вступительной частью ее. Мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями о духовно-интеллектуальном уровне некоторых людей. На истину в первой инстанции, на приоритет некоторых высказываний не претендую.

Я мало общаюсь с молодыми людьми, но все же общения, носящие характер случайных, бывают. Больше общаюсь со старыми знакомыми, на один-два десятка лет моложе меня. 

Встречаю на днях двух старых, хорошо знакомых. Предлагаю им газету. В ответ слышу: «Э-э-е, да мы в первый и последний раз читали, когда учились в первом классе». Сказано несколько в шутливой форме, но высказанный ответ выражает их интеллектуальный уровень, их отношение к жизненным реалиям, к политике. В шутливой форме высказано страшное, сквозит проявление интеллектуальной ограниченности, нежелание, неспособность мыслить, видеть что-либо, кроме корыта. При встрече с другим знакомым в только что начавшемся разговоре слышу вопрос: «А где истина? Вот много газет, книг, а которые открывают истину?». Что я мог ответить, если я знал его на протяжении многих лет как «непросыхающего»? Древние греки утверждали, что истина находится в вине (не подумайте, что всерьез), но мой знакомый, несмотря на большое количество выпитого, истину так и не нашел, осушая стакан или рюмку, кроме чистого дна, ничего не видел. Что же, не всем дано ее найти. И вообще, когда разговариваешь со многими ровесниками и людьми немного моложе, не покидает горькая мысль: и что же интересует человека, кроме жратвы (да-да жратвы!), красивого (в его понимании) наряда, некоторых житейских вещей! Конечно, многое из этого в жизни необходимо. Но ведь не хлебом единым жив (живет) человек. Мне кажется, что некоторые кроме букваря или «Книги для чтения» (второй - четвертый класс) никакой другой книги и не листали, а газету держали по естественной необходимости.

Страшно за молодых. Они хорошо разбираются в технических новинках бытового и игрового назначения. От одного товарища услышал: «Моя соплячка (это он о внучке) и букв еще не знает, а мобильником уже манипулирует, в какие-то интернеты лезет». Что же, каждому овощу свое время. Заметен, даже очень, спад интереса к гуманитарным наукам, естествознанию.

В 60-е годы прошлого столетия в Новосибирске был открыт филиал Академии наук СССР. Ученые филиала стали собирать по всей Сибири наиболее одаренных, способных в математике, физике и химии ребят. Создали при филиале несколько классов с естественно-математическим уклоном. Но странно, эти одаренные стали показывать весьма и весьма низкие успехи. Стали выяснять, в чем причина низких результатов. Этим занималась спецкомиссия, составленная из ученых разных специальностей. И что же оказалось? Если в обычной школе (в те времена) на Пушкина отводилось 25 часов, то в научных классах - пять. Добавили на Пушкина часы, отвели пятнадцать. И удивительное дело: математика - пошла. Оказывается, без Пушкина точные науки проваливаются, не идут. В данном случае под Пушкиным я подразумеваю и литературу вообще, серьезную литературу, в первую очередь - классическую. И историю без извращений.

Есть такой анекдот. Спрашивают ученика: о чем рассказывает повесть Гоголя «Тарас Бульба»? Отвечает ничтоже сумняшеся: «Да как Тарас на Бульбе женился». А ведь смешного в этом анекдоте ничего нет. За ним кроется страшное. Мы же, создавая технические новинки, познавая их, дичаем, тупеем. Я не хочу приводить примеры нашего духовно-интеллектуального, нравственно-морального падения, которые постоянно и очень много приводят телевидение, газеты; я не хочу цитировать М. Задорнова, который более чем убедителен в раскрытии нашего падения, в его выступлениях звучит тревога, боль за молодежь: какою-то она будет? Иногда заводил разговоры с учениками. Ничего не знают о пионерах – героях Отечественной, о многих маршалах, о Покрышкине и Кожедубе, о Егорове и Кантарии, о Котовском и его товарищах  и о других, известных героях, прославившихся и прославивших Родину своими подвигами, делами. Но зато обширны и глубоки познания в другом. Чем знаменит тот или иной ансамбль, сколько было любовников или любовниц у той или иной богемно-тусовочной знаменитости. Вздор разнообразный.

Кто повинен в том, что затуманены мозги? По-моему ясно каждому мыслящему. Только школу, лишь школу винить в этом нельзя. Верю, это уйдет, туман рассеется. И наши люди опять будут самыми грамотными, самыми начитанными. Они не будут иванами, не помнящими родства. И можно будет воскликнуть словами Пушкина: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
30 марта 2012
00:00
Поделиться
;