Поиграем в «дочки-матери»?
В детском саду № 1 «Золотой ключик» успешно решаются вопросы гендерного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков в детском саду уделяется особое внимание.
У игрушек должен быть привлекательный вид. Тогда у детей возникает чувство симпатии к ним, они говорят своим куклам и мишкам ласковые слова, обнимают их, заглядывают в глаза. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки и мальчики с уважением начинают относиться друг к другу. У детей возникают партнёрские взаимоотношения.
Я как воспитатель ежедневно участвую в игровой деятельности детей. При этом руковожу играми, в которых участвуют по желанию все дети, и дифференцированно играю с девочками и мальчиками. Важная роль в развитии игровой деятельности для мальчиков принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мои ребята вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно строят из конструкторов большие машины, самолёты, пароходы, вагоны поездов. Учитывая гендерные особенности мальчиков, им может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали. А девочки при этом будут ждать мальчиков «с работы» и подражать во всём своим мамам и бабушкам.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но нужно учитывать, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Не нужно их осуждать за это, я просто предоставляю им пространство и слежу, чтобы игры не носили агрессивного характера. Мы играем с ними в солдат, лётчиков, моряков, изучаем строение и конструкции игрушек, которые взрослые приобретают для группы.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Девочки любят играть в сюжетные игры: «моя семья», «дочки-матери», «парикмахерская», «врач и пациент». В играх они осваивают роль мамы, дочки, сестры. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы.