Школа для каждого
Строительство школы № 2 началось в 1931 году. Это было строительство первой в Шумерле школы. До этого некоторые классы были размещены в частных домах (дом Шараськина на Базарной площади, дом Карягиных по улице Щербакова) или в помещениях, принадлежащих разным организациям. 1 сентября 1932 года была открыта фабрично-заводская школа-семилетка, ставшая через год средней школой № 2. Школа работала в 2 смены (здесь было 970 учеников), а в 3-ей смене учились взрослые. Первым директором школы был Иван Григорьевич Володин (1932-1935 гг.). В 1939 году состоялся первый выпуск.
История школы богата своими интересными страницами. Здесь начинал свою трудовую деятельность, преподавал пение и руководил хоровыми кружками в 1937-1939 гг. автор Гимна Чувашской Республики, композитор Герман Лебедев. До войны в школе обучались Герои Советского Союза Евгений Францев и Виталий Уруков.
В 1968 году было завершено строительство нового здания школы, которое функционирует и сегодня. Светлые классы, большой спортивный зал, оборудованные мастерские встретили ребят. В 70-е годы велось преподавание автомобильного дела, ученики вместе с аттестатом получали водительские права. Школа заняла достойное место в образовательном пространстве города.
Огромный вклад в обучение и воспитание своих учеников вложили учителя начальных классов Г.П. Каткова, М.В. Коробкова - заслуженные учителя Чувашской Республики, Р.А. Еливанова, Л.М. Дерябина, Г.Г. Ермолаева. Эти педагоги остались в истории школы не только как мастера своего дела, но еще и как наставники, передавшие свой опыт нынешнему поколению учителей. Добрым словом и с чувством глубокого уважения вспоминают выпускники разных поколений учителей, отдавших свои силы, знания, любовь детям: Л.В. Лепилину, Н.М. Пономареву, Х.И. Спирину, Е.Ф. Алееву, З.А. Голованову, Н.М. Никитину, А.А. Галеса, М.Л. Каляеву, П.Г. Николаеву, А.А. Павлова, Н.В. Лукьянову.
Слаженный педагогический коллектив, ориентированный на высокий результат, способный к творчеству и обеспечивающий успешность своих выпускников, сложился при Валентине Александровне Курковой (возглавляла школу с 1976 по 1994 гг.). Огромную методическую помощь получали молодые учителя от завуча школы Л.Р. Кочетковой. Кроме того, они сами были примером для подражания как учителя-профессионалы. Их труд отмечен высоким званием "Заслуженный учитель Чувашской Республики". Работая уже учителем, Л.Р. Кочеткова руководила музеем истории школы, вкладывая в это дело всю свою душу. Долгое время завучами плодотворно трудились В.П. Железцова и Л.В. Климентова.
1 сентября 2007 года состоялась реорганизация школы в форме присоединения к ней школы № 7. Это стало новой страницей в истории нашего образовательного учреждения. А в историю школы были вписаны новые имена ветеранов педагогического труда школы № 7: Н.А. Ялфимовой, С.Ф. Галкиной, Г.В. Филипповой, П.И. Фроловой, Э.Е. Колеватовой, Г.И. Халилулиной, Н.И. Улановой, М.А. Дмитриевой, Н.П. Лущинского, М.В. Ивановой, В.Д. Смольникова и других.
Педагогический коллектив направляет свои усилия на становление школы, способной обеспечить каждому ребенку высокое качество образования. Сегодня в школе обучается 533 учащихся (21 класс), занятия проходят в одну смену. Второй год в школе комплектуются три первых класса, что свидетельствует о позитивных тенденциях в жизни школы.
Благодаря реализации национального проекта "Образование" материальная база школы в последние годы значительно обновилась. Появились новые, современные кабинеты физики, химии, русского языка, истории, математики, ОБЖ, информатики, биологии, начальных классов с оборудованными автоматизированными рабочими местами учителей. Библиотека полностью укомплектована учебниками и учебными пособиями, в том числе, электронными.
Деятельность школы выстроена согласно основным направлениям модернизации образования. За это время сформировалось качественно новое образовательное пространство школы, в структуре которого прочно заняли подобающее место современные образовательные технологии. Получили широкое использование информационно-коммуникационные технологии как в учебном, так и в воспитательном процессах, качественно изменились подходы к методической работе в плане переноса акцента в ее содержании на развитие системности мышления учителя, ориентации на развитие образовательного учреждения. Наши учителя стали активно работать по диссеминации своего опыта на всех уровнях - от муниципального до всероссийского (об этом говорят их дипломы и сертификаты о методических публикациях).
В школе стабильно поддерживается высокое качество образования, что подтверждается данными мониторинга Центра новых образовательных технологий. В 2010 году школа № 2 вошла в число 12 лучших образовательных учреждений республики по результатам ЕГЭ. В 2011 году 100 % выпускников продолжили обучение в высших учебных заведениях согласно изучаемому в школе профилю. Средний балл выпускников по математике в 2012 году составил 53,5 (по республике - 49,65). Средний балл ЕГЭ по русскому языку - 74,4 (по республике - 65,31). 5 выпускников школы получили по результатам ЕГЭ по русскому языку 90 и выше баллов, из них один выпускник - 100 баллов. Из года в год ученики нашей школы достойно выступают на предметных олимпиадах в городе, занимают призовые места на республиканском уровне, есть призеры Всероссийских олимпиад, призеры и победители научно-практических конференций, различных интеллектуальных и творческих конкурсов.
Это закономерный результат систематической, кропотливой и слаженной работы всего коллектива, отличающегося высоким уровнем профессионализма. За этим успехом, прежде всего, стоит личность учителя, традиция беззаветного служения детям, которая сложилась за годы педагогической деятельности ветеранов труда и поддерживается сегодня коллективом.
В школе работают 13 учителей высшей квалификационной категории (38 %), 21 учитель - первой квалификационной категории (53 %). Это мастера педагогического труда, беззаветно любящие детей и свою профессию, всегда легкие на подъем и владеющие всеми современными образовательными технологиями, всегда идущие в ногу со временем, имеющие почетные звания и награды. Среди них 1 заслуженный учитель ЧР, 12 почетных работников общего образования РФ, 2 победителя конкурса "Лучший учитель Российской Федерации", 1 обладатель гранта Президента ЧР, 2 педагога отмечены грантом главы администрации г. Шумерли.
В нашем образовательном учреждении успешно реализуется экспериментальная и инновационная деятельность. В 2007 году школа стала республиканской экспериментальной площадкой по созданию и апробации моделей кадетских классов и кадетских школ в Чувашской Республике. Положительный опыт позволил сформировать в 2011 году второй кадетский класс на базе 5 класса, развивать богатые, сложившиеся сегодня в школе традиции кадетского движения.
С
С 2009 года действует экспериментальная площадка по реализации республиканского экспериментального проекта "Мое образование" по внедрению технологий индивидуализации образования на старшей ступени обучения. В результате в штатном режиме реализуется на практике такая форма получения образования, как экстернат на основе обучения по индивидуальным учебным планам.
Сегодня в школе осуществляется экспериментальная деятельность по апробации учебной линии по английскому языку "Оксфордское качество", реализации федерального проекта "Развитие познавательной активности учащихся в области ИКТ".
В 2010 году школа стала победителем республиканского конкурса образовательных учреждений "Образовательная инициатива" в номинации "Развитие системы поддержки талантливых детей", что стало результатом обобщения работы всего школьного коллектива по программе "Одаренные дети", действующей в школе с 2001 года.
С 1 сентября 2011 года наша начальная школа, так же, как и все школы России, успешно работает по новому образовательному стандарту.
Педагогический коллектив школы в настоящее время можно охарактеризовать как коллектив профессионалов, реализующих концептуальную основу обучения - педагогику успеха, готовых к обновлению содержания и качества образования в соответствии с основными положениями модернизации российского образования, владеющих методами современного обучения, вовлекающих учащихся в познавательную и проектную деятельность, учебно-исследовательскую работу.
Путем реализации проекта "Школьный музей как центр дополнительного образования учащихся" в практику школы внедряется новая воспитательная технология - музейная педагогика.
В образовательной программе школы большое внимание уделено внеурочной деятельности обучающихся. Важными составляющими здесь являются арт-студия "Дизайн" под руководством члена Союза художников России В.А. Егоровой, фото-видео студия "Ракурс" под руководством председателя управляющего Совета школы И.П. Кириллова, клуб любителей чувашского языка "Азамат", школьный творческий проект "Кукольный театр" и многое другое, что позволяет существенно повысить уровень социализации учащихся.
В качестве одной из сильных сторон работы школы можно отметить спортивную и военно-патриотическую работу, за которую школа не раз была удостоена дипломов и наград различного уровня.
Сегодня новый федеральный государственный образовательный стандарт прямо задает вектор построения адаптивной модели школы-системы, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей. Новая модель образования, ориентированная на успех ребенка в социальном окружении, опирается на деятельностный подход, выявление и поддержку внутренних мотивов развития и индивидуальных способностей ребенка, их профессиональное воплощение в самостоятельной деятельности, обеспечивающей высокие личностные, предметные и метапредметные результаты, признанные в современном обществе. И наша школа уже решает задачи, которые перед образованием только ставятся, потому что педагогическое кредо нашего коллектива много лет заключается в формуле "Каждый ребенок талантлив - школа для каждого".