г. Шумерля Чувашской Республики

Дошколенок

Наш дом - Чувашия

Важнейшим периодом  становления личности является дошкольный возраст - это период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к проявлению уважения и понимания других людей.

В  детском саду № 1 "Золотой ключик" мы стараемся рассказать своим воспитанникам о лучших традициях чувашского народа, его вековых корнях,  дать такие вечные понятия, как род, родство, моя Родина - Чувашия.

Оптимальным решением целостного образовательного пространства, на наш взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.  Опираясь на знания чувашских писателей и ученых,  мы в своей образовательной деятельности пытаемся определить и создать разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми. В детском саду создан и функционирует музейно-выставочный зал "Край родной - моя Чувашия".

Наш музейно-выставочный зал раскрывает жизнь чувашского народа в прошлом и современном  укладе жизни. Сбор материала активно ведётся  и родителями воспитанников, и педагогами. Уже собран наглядно-информационный материал по государственной символике, народной вышивке и орнаментам, по темам: "Шумерля: вчера и сегодня",  "О художниках Чувашии", "Промышленные предприятия города Шумерли", "Музыкальные инструменты" и др. Есть видеофильмы и слайды, а также богатый демонстрационный материал: ткацкий станок XIX в., чувашская национальная одежда, деревянная посуда, изделия   из металла, глиняная посуда, вышивка, ткачество. Особое место в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам. Куклы Этнер и Элемпи - это своеобразные, близкие восприятию ребёнка образы национальной культуры.

Все оборудование музейно-выставочного зала широко используется на занятиях по обучению детей чувашскому языку, при проведении индивидуальной работы с воспитанниками, а также в совместной работе с родителями, при праздновании национальных праздников.

Л. Антонова, д/с № 1.

 

Призвание на всю жизнь

У педагогов детского сада № 15 "Сказка" сложилось четкое понимание того, что именно конкурсное движение в наибольшей степени способствует раскрытию таланта, росту общественного признания труда, поддержке и поощрению. Именно поэтому педагоги нашего детского сада стараются принимать участие почти во всех конкурсах: как профессиональных, так и творческих.

И когда электронное образовательное СМИ "Школа 21 века"  объявило о проведении  I Всероссийского конкурса педагогических эссе "Призвание" (размышление о труде учителя, педагога, воспитателя об образовании и воспитании), воспитатель нашего детского сада С.В. Озякова, не задумываясь, отправила свой материал. А размышлять, конечно же, было о чем, ведь за 19 лет работы с дошкольниками накоплен богатый опыт.

Будучи маленькой девочкой, Светлана Валерьевна решила для себя, что станет воспитателем в детском саду: серьезной,  доброй, понимающей. Ведь именно воспитатель открывает малышам двери в школьную страну, учит видеть прекрасное, отвечает на любой вопрос. Одним словом, уже тогда Светлана Валерьевна мечтала стать профессионалом своего дела. А каждый профессионал стремится к новым вершинам и постоянно ищет пути к ним. Вот об этом и размышляла в своем эссе воспитатель.

И пусть  С.В. Озякова стала только обладателем сертификата участника I Всероссийского конкурса педагогических эссе "Призвание", но то, что она - мастер своего дела, воспитатель на года, это несомненно!

А. Вушнякова, заведующая д/с № 15.

 

Для безопасности детей

За самых беззащитных граждан - маленьких детей мы испытываем особую тревогу. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его ко встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и, соответственно, меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

Для повышения педагогического мастерства воспитателей  в детском саду "Солнышко" проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары-практикумы, открытые занятия по безопасности, консультации, досуги и развлечения. Есть в нашем арсенале разнообразный дидактический материал и пособия, которые помогают воспитателям целенаправленно проводить работу по безопасности. Работа по воспитанию навыков безопасности проводится систематически в течение всего года путем интеграции  образовательных областей.

Успех воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от объединения усилий педагогов и семьи, поэтому в детском саду в вопросах безопасности воспитатели тесно сотрудничают с  родителями.

Е. Бутузова, ст. воспитатель, О. Крылова,  М. Пототова, воспитатели д/с № 14.

 

Что посеешь - то пожнёшь

В современном мире к человеку предъявляется множество требований. Одно из них - это способность творчески подойти к решению разных производственных вопросов. Профессии, связанные с творческой  деятельностью, очень востребованы, а целеустремлённый творческий человек всегда найдет свой путь.

Творческий человек - творческий во всём. У него другой образ мышления, он способен принимать нестандартные решения в любых ситуациях. В дошкольном возрасте в развитии творческих способностей большую роль играют взрослые. К сожалению, большинство современных родителей не особо хотят, чтобы их дети становились художниками, певцами, писателями, отодвигая развитие творческих способностей на задний план. Однако не стоит исключать творчество из жизни ребёнка, ведь если не раскрыть его творческий потенциал, он вряд ли вырастет креативно мыслящим человеком, стремящимся познавать все новое, умеющим находить нестандартные  решения в стандартных ситуациях, способным фантазировать и интуитивно чувствовать.

Серьёзность, консервативность и скованность родителей являются плохими помощниками в развитии творческих способностей детей. Восточная мудрость гласит: "Ребёнок - это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно  разжечь". Необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален,  у каждого свои возможности и задатки. Поэтому родителям  необходимо чаще играть с ребёнком в игрушки, перевоплощаться в разных придуманных героев, возвращаться на некоторое время в детство, пусть даже нарушая при этом взрослые правила поведения ради своего ребёнка. Играйте чаще - это сделает вас  ближе, станет хорошим началом развития творческих способностей малыша и поможет расслабиться, снять стресс и напряжение повседневной жизни. Мудро поступают те родители, которые дают своим детям раскрыться и проявить индивидуальность. Семья - отличный стимулятор интересов и занятий ребёнка.

В силу занятости родителей  на работе  вторым домом для малышей становится детский сад, в котором должно быть уютно и комфортно. Малыши находятся здесь весь день, и, безусловно, для их полноценного и разностороннего развития необходима пространственная среда, которая организует деятельность, предоставляет возможность двигаться, играть, стимулирует творческую активность. Единое нерасчленённое пространство игровой комнаты, рассчитанное на одновременное длительное пребывание большого числа детей (группы), не отвечает основным пространственным потребностям детей, не учитывает сложную социально-психологическую структуру детского коллектива и особенности её развития. Это легко заметить. Ребёнок теряется в большом нерасчленённом пространстве. В общей игровой комнате один толкнёт, другой отнимет игрушку, третий  сломает дом, который ребёнок ещё не успел достроить. В таких условиях детям трудно завершить игру. Это отрицательно складывается на развитии их воли, внимания, умении довести начатое дело до конца. У ребёнка появляется желание каким-то образом оградить себя от всех присутствующих, и он рисует границу своих владений на полу, чтобы приглашать друзей в гости, или прячется под стол и устраивает там себе убежище. Для решения этой проблемы и для наилучшего использования групповую комнату лучше разделить на определённые зоны (учебную, игровую,  зону отдыха и т.д.)  с помощью различных разделительных элементов (мебель, растения, различные ширмы-передвижки и т.д.), снабжая их маркерами игрового пространства. Главное, чтобы дети могли побыть вместе, посидеть рядом, послушать, почувствовать друг друга, поболтать за совместным делом, решить конфликт, прочесть книжку, заняться любимым делом, обсудить творческие планы.

При этом бесценен вклад родителей, активно участвующих в жизни садика. Это и оказание  спонсорской помощи в приобретении  оборудования для развивающей среды группы, ее ремонт, а также инициативность  при проведении всевозможных конкурсов и выставок. Заинтересовать  и увлечь ребёнка можно только на личном примере и совместным трудом. При этом возникает прочная эмоциональная связь родителей и детей.

В. Ужнева, воспитатель д/с № 14.

 

Её родник неисчерпаем

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Умение донести до детей музыку, её эффективность - задача музыкальных руководителей.

Занятия, развлечения, праздники, проводимые в нашем детском саду, проходят под девизом "Создание интереса, воспитание прекрасного, благополучие души и просто радости". Каждое занятие нацелено не только на решение конкретных музыкальных задач, но и на установление связи между разными областями: словно невидимые нити, музыка соединяет мир математики, познания, художественного творчества в минорные и мажорные лады, воздействуя на детские чувства и заставляя каждого ребёнка испытывать грусть и радость, порой негодование и восхищение. Дети в младших группах очень радуются, когда к ним на праздник приходят такие необычные гости, как Матрёшка и Петрушка, Лисичка и Петушок, Бабушка Оля и Дед Ерофей, в старших группах - Знайка и Незнайка, Путеводитель и другие.

Приятно смотреть на счастливые лица детей, приходящих на музыкальные занятия, вслушиваться вместе с ними в симфонию звуков: шум листвы, стук дождя, пение птиц и хруст снежинок под ногами. Каждое занятие - праздник, а занятие как праздник живёт в памяти детей долгое время. Выученные песни, пляски, игры дети стараются воспроизвести в группе, на прогулке.

Попрощавшись с осенью, дети готовятся к Новому году, ко встрече со сказкой. Сказочное представление на новогоднем празднике, музыка во всем своем многообразии и богатстве оставят добрый след в детской душе.

В. Железина,  А. Агапова, музыкальные руководители д/с № 18.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
14 декабря 2012
00:00
Поделиться
;