г. Шумерля Чувашской Республики

Дошколенок

"Сказка" - лауреат республиканского этапа

Подведены итоги республиканского этапа IX Всероссийской акции "Спорт - альтернатива пагубным привычкам", в котором принимало участие 228 образовательных учреждений Чувашской Республики.

Городской детский сад № 15 "Сказка"  стал  лауреатом  в номинации "Лучшее образовательное учреждение". Эта очередная победа свидетельствует о профессиональном росте педагогов детского сада и стремлении к дальнейшим творческим успехам.

А. Вушнякова, зав. д/с № 15.

 

Театр - особый мир

Театр может перенести нас в далекое прошлое, будущее и даже в сказку.   На сцене могут заговорить не только люди,

но и животные, и птицы.

Артисты - главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, переживаниях людей. Только в театре слова, музыкальные звуки, движения, цвет и форма возникают на глазах ребенка в динамике и единстве. Через театральную деятельность даже самые маленькие дети могут выразить себя с достаточной степенью самостоятельности, то как перспективные актеры, то как талантливые зрители. А как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля!

В группе "Золотой ключик" детского сада "Солнышко" действует театральный кружок "Волшебный мир театра". В группе созданы все условия для театральной деятельности детей: сцена, костюмы для детей и взрослых, декорации, пальчиковые театры, куклы "би-ба-бо", настольные театры и т.д.

Работа в детском саду не возможна без взаимодействия с семьями воспитанников. И сейчас стало доброй традицией проводить театральные представления с участием в постановках детей и их родителей.  

Театральная деятельность помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает  самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир, а участие в спектакле приносит маленьким артистам истинное наслаждение.  

Н. Ортикова, воспитатель д/с № 14, руководитель кружка.

 

Мастерим игрушки вместе

Для чего ребенку необходимо играть? Игра - это пустая забава или важный вид деятельности для ребенка? Ответом на эти вопросы служат слова А.М.Горького о том, что "игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".

В силу своей активности и интереса к действиям взрослых ребенок лезет во все, что делают старшие члены семьи. И от того, как вы относитесь к этому явлению, зависит его будущее отношение к вам и вашим делам, к своим обязанностям, которые появляются у него в дошкольном возрасте.

Исследования показали, что мамы больше, чем папы, привлекают ребенка к своей, "женской", домашней работе. Но в семье всегда найдется поле совместной деятельности с ребенком и для папы: ребенок может подержать баночку с клеем, гвоздики, принести дощечку, постелить газету и т.д. Если же ребенок постоянно видит помощь папы маме, воспитательный эффект возрастает.

Важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. Здесь большую роль сыграют поделки, изготовленные вами для вашего ребенка вместе с ним. Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

Что же вы можете сделать вместе с ребенком? Девочки очень любят украшения, поэтому можно сделать бусы, кольца, браслетики. Мальчики очень любят пускать кораблики. Сделать их можно из половинок грецкого ореха, из пенопласта, пробки, вырезав их соответствующей формы.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы дети работали пальцами обеих рук. Не бойтесь доверять ребенку ножницы, только помните, что они должны быть безопасными, с тупыми концами. На начальном этапе обучения возможно использование совместных действий взрослого с ребенком, когда вы берете руку ребенка в свою и проделываете нужное движение. Пусть ребенок почувствует это, в дальнейшем он более успешно будет повторять сам.

Не забывайте отмечать достижения ребенка, подчеркивая значимость его дел. Участие в делах взрослых членов семьи вызывает у ребенка радостные чувства, он начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой "вклад" в общее дело: "Я - помощник!".

Е. Куркова, воспитатель д/с № 15.

 

Упал - вставай и беги дальше!

Дети не любят заниматься тем, смысла чего не понимают. Подвижные игры - спасение в трехлетнем возрасте. Оставленные на свое усмотрение детишки быстро начинают игру "Перетягивание  игрушки" с элементами вольной борьбы с невольным рукоприкладством. А вот если их запустить в погоню за той же игрушкой в бассейн или занять их футболом, то на площадке на некоторое время воцарится мир.

О пользе спорта все всё знают. Однако если ребенка заставлять делать физкультуру, то будет только вред.  Взрослый способен убедить себя в том, что физические занятия и подвижные игры - для его пользы. Дети, особенно маленькие, - нет. В одном интересном исследовании ученые наблюдали за мышами, которых заставляли крутить колесо, и за теми, которые делали это по собственной воле. У первых иммунитет ослаблялся, у последних, наоборот, усиливался. То есть ребенку еще важна эмоциональная сторона.

В игре ребенок формирует  и тренирует свои социальные роли. С помощью взрослых, конечно. В играх есть правила, которым надо следовать, команды, которые обязательны для всех. Так ребенок учится  подчиняться и руководить, работать в команде или только на себя. Соблюдая правила игры, дети постигают смысл "честно" - "нечестно". И что очень важно, учатся как побеждать, так и проигрывать.  И изливать свои эмоции не на соперника, а на достижение цели.

Важно, конечно, чтобы  рядом был взрослый, который бы давал  оценку. "Он толкнул! Я упал!" - рыдает сбитый в игре мальчик. "Упал - вставай и  беги дальше. У тебя хорошо получается", - отвечает взрослый. Без этого победитель не вырастет, недаром говорят про спортивный характер. И что самое приятное - играя, дети так заливисто хохочут, что улыбается самый хмурый заработавшийся папа. Или замотанная мама. Мы рады, когда видим, как  растут дети. И как у них получается то, что вчера еще не умели.

Г. Маликова, Е. Куркова, д/с № 15.

 

 

Юные исследователи - будущие ученые

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" (Китайская пословица).

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину рассматриваются как важнейшие факторы развития творческой личности.

  Именно с целью развить и активизировать познавательную активность детей в д/с № 19 "Родничок" была проведена научно-практическая конференция "Я - исследователь". Самые пытливые умы из числа воспитанников ДОУ: Дима Бакараев, Настя Грешнова, Вероника Емельянова, Лиза Байбатрова, Арина Берун, Даша Пронина представили на суд строгого, но справедливого жюри свои исследовательские работы. Разнообразие тематики представленных проектов, объём проведённой юными учёными работы поразили и опытных педагогов, и неискушённых зрителей.

В преддверии конкурса в детском саду царила настоящая творческая атмосфера, каждому участнику хотелось поделиться своими открытиями с друзьями. И вот торжественный момент наступил.

Участники конференции с интересом выслушали  о тайнах и загадках вулканов, о том, для чего нужна книга, почему мыльный пузырь круглый, о свойствах бумаги, о жизни черепах в домашних условиях и о том, чем кролик на зайца не похож.

Разумеется, такой огромный интеллектуальный труд был бы невозможен без участия и помощи взрослых: педагогов и родителей. Именно на их плечи легла нелёгкая задача поддержания интереса к изучаемой теме, создания атмосферы поиска, творчества и вдохновения. Но полученные результаты того стоили. Герои дня, юные исследователи, были горды и счастливы, благодарные зрители поддерживали их улыбками и аплодисментами, а председатель жюри, заведующая детским садом Н.М. Тарасова, вручила каждому памятный подарок.

Но главным итогом конкурса стало совсем другое. У дошкольников возникла потребность в проведении собственных исследований - это прекрасная почва для развития его познавательных способностей. Дети получили бесценный опыт самостоятельной поисковой работы, новые знания и умения, приближающие их к интересной, творческой жизни.

А. Клячкина, воспитатель д/с № 19.

 

Как прочитать детский рисунок?

Одно из любимых детских занятий - рисование. Оно дарит ребенку ощущение свободы творчества, возможность самовыражения. Взрослые же могут увидеть в рисунке не только сферу интересов малыша, но и его психоэмоциональное состояние. Рисунок предоставляет специалистам и родителям возможность выявить скрытые проблемы и конфликты, разъяснить динамику развития личности ребенка, снизить дискомфорт психологического характера, улучшить способы выражения эмоций и общение, усилить чувство контроля над собственной жизнью.

Эволюционный путь

детского рисунка

Родители часто сохраняют первые рисунки детей, радуясь тому, как каракули с возрастом ребенка совершенствуются. В этой эволюции можно выделить стадии.

На самых первых своих рисунках дети чаще всего изображают различных "головастиков", окружности разных видов. Этот этап так и называется - стадия "головастиков". С взрослением малыша нарисованные "головастики"  обретают туловище, дополнительные черты. Постепенно появятся и части тела, и детальное изображение лица.

Следующий этап - стадия смешанного профиля. С 7 лет дети изображают туловище и конечности фронтально, а голову в профиль, удваивая при этом черты лица (т.е. голова рисуется в профиль, но с двумя глазами). Это объясняется тем, что ребенок пытается нарисовать то, что он знает, а не то, что видит и помнит.

Освоение стадии правильной профильной ориентации начинается примерно в 9 лет.

Способ рисования

Настроение ребенка раскроет способ рисования. Поэтому необходимо наблюдать скорее за тем, как ребенок рисует, а не что он изображает на бумаге в процессе творчества. Критика, указания и вопросы тут зачастую бывают лишними, от них стоит воздержаться. До определенного возраста затея научить ребенка рисовать правильно обречена на провал. Ведь в детских рисунках отражается скорее психическая реальность, чем визуальные наблюдения окружающего мира.

Для получения полной картины одних рисунков недостаточно, но обратить внимание на следующие моменты стоит:

- персонаж больших размеров может свидетельствовать о слабом внутреннем контроле, экспансивности;

- персонаж находится под углом свыше 15 градусов - признак отсутствия психического равновесия, нестабильности;

- рисунок выполнен небрежно и быстро - импульсивность;

- рисунок не помещается на листе из-за того, что ребенок не рассчитал объем, - есть вероятность, что для него характерна эмоциональная несдержанность;

- чрезмерная штриховка - способ выразить тревогу. Чем интенсивнее представление, тем темнее будут штрихи;

- наличие в рисунке прозрачных элементов может указывать на склонность к резкому проявлению чувств, незрелость;

- стирание - беспокойство, сознательный контроль.

Анализируем рисунок

Рисунки жизнерадостных детей обычно средние по величине, располагаются по центру, части тела изображены соответственно возрасту ребенка. Поза у персонажа открытая: руки и ноги широко расставлены, выражение лица - яркая иллюстрация радости и гармонии.  Манера рисования у ребенка непринужденная, легкая.

На рисунках тревожных, неуверенных детей фигуры персонажей маленькие, они занимают не весь лист, а только его часть. Такие дети часто изображают человечков с короткими руками (попытки тормозить импульсы, тенденция к отступлению) и ногами (символичное выражение недостатка защищенности, нестабильность личности).

Отсутствие рук - характерная черта, указывающая на чувство вины, вызванное ощущением враждебности. Здесь, однако, важен возраст ребенка: пропуск рук в возрасте 6 лет может говорить о пассивности и застенчивости, а в возрасте 10 лет уже может выступать свидетельством отклонений. Если руки у фигурки спрятаны за спину, ребенку присуща застенчивость, необщительность. О том, что ребенок испытывает ощущение угнетения и чувство неприспособленности, может говорить отсутствие ладоней у нарисованного человечка. Пропускают изображение рук часто дети замкнутые.

Тщательное прорисовывание пальцев, выделение рук, напротив, характеризуют детей агрессивных. Руки больших размеров интерпретируются психологами как желание побеждать и склонность к агрессивным действиям. Четко выделенные пальцы персонажа могут быть свидетельством взрывного, неконтролируемого характера, а также объяснением склонности к воровству. Словесную агрессию символизирует изображение зубов.

О переживаемой ребенком тревоге расскажет изображение отдельных черт лица: персонаж смотрит в сторону (подозрительность, страх), у него выпученные глаза, пустые места затемнены, присутствует чрезмерная штриховка.

В любом случае, после выполнения рисунка обязательно похвалите ребенка. Если есть возможность, выделите место в детской для того, чтобы устроить галерею детских работ. Дети любят просматривать свои творческие шедевры, поэтому сохраняйте рисунки на память. Ведь вам также будет полезно сверить рисунки ранние и более поздние, чтоб рассмотреть изменения. И не забывайте, что даже самые нелепые рисунки могут помочь выявить юного гения!

В. Паксеева, воспитатель д/с № 15.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
07 марта 2013
00:00
Поделиться
;