Пенсионная система: цели определены, задачи поставлены
5 марта в пресс-центре Союза журналистов Чувашской Республики состоялась пресс-конференция, на которой речь шла о реализации основных направлений Стратегии развития пенсионной системы России - о совершенствовании тарифно-бюджетной политики в отношении индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения, о реформировании системы досрочных пенсий, о перераспределении тарифа на накопительную часть будущей пенсии, об изменениях в распределительной составляющей пенсионной системы.
В пресс-конференции приняли участие заместитель министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашии Л. Шемарина, управляющая республиканским отделением Пенсионного фонда РФ Р. Кондратьева, заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашии А. Медюков, вице-президент Торгово-промышленной палаты республики А. Князев, заместитель председателя Чувашрессовпрофа И. Филиппова и журналисты 11-ти средств массовой информации.
При решении задач, обозначенных в Стратегии, необходимо взаимодействие различных ведомств, чтобы учесть интересы всех участников пенсионного процесса - работника, работодателя и государства. И первое, что важно сделать - проинформировать их о положениях Стратегии развития пенсионной системы России. Такое поручение ряду министерств и ведомств дано Главой Чувашии М. Игнатьевым. Вслед за пресс-конференцией на тему развития пенсионной системы состоятся встречи с населением в рамках Единого информационного дня, пройдет обсуждение в Общественной палате Чувашской Республики.
Сегодня газета знакомит читателей с основными направлениями Стратегии развития пенсионной системы России и аналитическими сведениями по Чувашской Республике.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 декабря
На 1 марта средний размер трудовой пенсии по старости в Чувашии составил 9325 руб., или 2,1 прожиточного минимума пенсионера, установленного в республике за IV квартал
Трудовые пенсии по старости в республике получают 293,6 тыс. человек, или 84 % пенсионеров. Трудовые пенсии по старости, соответствующие 2,5 и более прожиточным минимумам, в Чувашской Республике получают 72,4 тыс. пенсионеров, или 25 % от числа получателей данного вида пенсии.
На 1 марта средний размер трудовой пенсии по старости в Чувашской Республике составил 53,7 % от среднемесячной зарплаты за 2012 год (17,3 тыс. руб.). Данный коэффициент замещения для новых назначений имеет тенденцию к снижению в связи с ростом заработной платы в республике. К примеру, для назначенных в 2012 году пенсий он составил 46,8 %.
Этапы реализации Стратегии обозначены в плане-графике подготовки проектов федеральных законов. В настоящее время уже приняты Федеральные законы от 3 декабря
Согласно Стратегии, пенсионная система будет базироваться на трехуровневой модели: 1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия), формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; 2-й уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения; 3-й уровень - частная пенсия, самостоятельно формируемая работником.
Один из ныне действующих инструментов формирования гражданами будущей пенсии за счет собственных средств - программа государственного софинансирования пенсии.
В Чувашской Республике ежегодно растет численность граждан, добровольно уплативших в рамках программы государственного софинансирования пенсии дополнительные взносы: в
Основные направления реализации Стратегии - совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование системы досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы.
Тарифно-бюджетная политика
Повышение тарифа для работодателей Стратегией не предусмотрено. Сохранятся и льготные тарифы для отдельных отраслей. В дальнейшем все работодатели будут уплачивать взносы по единому тарифу, приемлемому по уровню страховой нагрузки. Основной постулат тарифно-бюджетных преобразований - "равные права - равные обязанности". При этом в Стратегии учтены интересы всех трех сторон пенсионной системы - пенсионера, плательщика страховых взносов и государства. Меры государственной поддержки отдельных секторов экономики должны предоставляться, не затрагивая систему обязательного пенсионного страхования. Страховые взносы в ПФР - это индивидуальные возмездные платежи.
Стратегией предложено изменить тарифную политику в отношении самозанятых граждан (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав крестьянско-фермерских хозяйств) в связи с несбалансированностью уплачиваемых ими взносов и получаемых пенсий. До настоящего времени самозанятое население уплачивало страховые взносы на свою будущую пенсию исходя из стоимости страхового года, рассчитанного из одного минимального размера оплаты труда. В результате пенсионный капитал предпринимателей значительно отстает от капитала наемных работников, то есть пенсионные права предпринимателей ущемлены. При этом финансирование пенсий самозанятому населению в несколько раз превышает их страховые взносы - пенсии предпринимателям выплачиваются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников.
Страховые взносы, которые исправно уплачивали индивидуальные предприниматели с 2002 по 2012 годы включительно, составили 53 тыс. рублей, с учетом индексации сумма расчетного пенсионного капитала достигла 71,2 тыс. рублей. Если разделить ее на ожидаемый период выплаты пенсий - 228 месяцев, то размер страховой части трудовой пенсии составит 312 руб. 22 коп. - это в 10-15 раз меньше, чем у наемных работников. С учетом прибавки фиксированного размера 3495 рублей (базовой части пенсии, которая с
В этой связи с 1 января 2013 года для самозанятого населения введен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в расчете которого участвует двукратный минимальный размер оплаты труда. С учетом того, что МРОТ утвержден в размере 5205 рублей, предприниматели будут уплачивать на свою будущую пенсию 32479 руб. 20 коп. в год. В месяц это 2706 руб. 60 коп., что по силам основной части предпринимателей.
В Чувашской Республике на конец 2012 года числилось 51,3 тыс. индивидуальных предпринимателей, или 7,6 % от экономически активного населения. При этом только 38 тыс. из них уплачивали страховые взносы в ПФР (т.е. формировали свою будущую пенсию).
Вместе с тем порядка 23% предпринимателей параллельно трудятся в качестве наемных работников.
За наемных работников при средней зарплате в Чувашской Республике 17,3 тыс. рублей годовая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в 1,4 раза выше.
17,3 тыс. руб. * 12 мес. * тариф 22 % = 45,7 тыс. руб. - такова годовая сумма страховых взносов за наемных работников исходя из средней зарплаты в республике.
Уплачивая страховые взносы в фиксированном размере, предприниматели могут рассчитывать на пенсионные выплаты на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера. В перспективе им будет предоставлено право выбора: либо уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, либо платить взносы по тарифу, действующему для наемных работников, и рассчитывать на более высокий размер пенсии.
Наравне с наемными работниками для индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ установлены включаемые в страховой стаж периоды, за которые страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются. Это периоды, в течение которых предпринимательская деятельность не велась, что может быть подтверждено документально. К ним относятся: периоды прохождения предпринимателем военной службы по призыву или ухода предпринимателем за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого предпринимателем за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста; период проживания с супругами-военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; период проживания за границей с супругами, направленными в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях и т.п., но не более 5 лет в общей сложности.
Система досрочных пенсий
Реформирование системы досрочных пенсий вызвано ее несоответствием современным условиям рыночной экономики и социальной несправедливостью по отношению к участникам пенсионной системы. Досрочные пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда России. В результате издержки несут все пенсионеры, а работодатели не заинтересованы в улучшении условий труда.
Основной принцип преобразования системы досрочных пенсий - сохранение социальных гарантий работникам с учетом позиции трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Стратегией предлагается поэтапное установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России: на рабочих местах, предусмотренных так называемым списком № 1: в
В Чувашской Республике на 1 января
В Чувашской Республике количество заявленных работодателями рабочих мест по списку № 1 составляет 6,3 тыс., по списку № 2 - 23,5 тыс., на которых занято соответственно 5,6 тыс. и 21,8 тыс. застрахованных лиц - в целом 4% от численности экономически активного населения региона.
Численность организаций Чувашской Республики, имеющих рабочие места с особыми и тяжелыми условиями труда, - 0,6 тыс.
С учетом выработанного специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, для работников предусмотрены следующие условия:
- для имеющих полный специальный стаж сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий;
- для имеющих неполный специальный стаж право на назначение досрочных трудовых пенсий предоставляется в случае уплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу. Работодателям предлагается на основе коллективных либо трудовых договоров создание системы дополнительных социальных гарантий для работников: добровольное пенсионное страхование, установление выплат компенсационного характера к заработной плате и т.д. При этом работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу;
- для работников, не имеющих специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, работодатели в рамках социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию, компенсационные выплаты к заработной плате, дополнительное страхование на случай риска возможной утраты заработка.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
В Чувашской Республике досрочные трудовые пенсии по старости за педагогическую деятельность получают 11,3 тыс. чел. (4% от пенсионеров по старости) и 6,9 тыс. чел. - за медицинскую деятельность (2%). При этом 88 % пенсионеров-медиков и 86% пенсионеров-педагогов продолжают трудовую деятельность.
Система накоплений
Реформирование накопительной составляющей пенсионной системы обусловлено снижением пенсионных накоплений граждан, недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов, издержками администрирования.
Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2013 году предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, направив 4 % на формирование страховой части пенсии. Все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются.
Большинство граждан, имеющих право на формирование накопительной части пенсии, оказались "молчунами" - ни разу не выбирали управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды. По закону их пенсионные накопления находятся в расширенном портфеле государственной управляющей компании "Внешэкономбанк" (ГУК). В 2014 году для них тариф страховых взносов будет перераспределен: 2 % - на накопительную часть, 4 % - на страховую часть пенсии. Для "молчунов" также имеется возможность сохранить тариф на накопительную часть пенсии в размере 6 % при подаче заявления о выборе другого портфеля ГУК, частной управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда.
Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющих компаний (включая ГУК) либо негосударственных пенсионных фондов, тариф на накопительную часть пенсии по-прежнему составит 6%. При желании формировать накопительную часть пенсии по тарифу 2%, направив 4 % на страховую часть, необходимо подать заявление о выборе любого инвестиционного портфеля государственной управляющей компании с пометкой 2%. В настоящее время новые формы заявлений разрабатываются и находятся на утверждении в профильных министерствах.
Где сегодня находятся пенсионные накопления и сколько средств на пенсионном счете, можно уточнить различными способами. Ранее извещения о состоянии индивидуального лицевого счета (так называемые "письма счастья") рассылались заказными письмами в обязательном порядке. С 2013 года данные сведения бесплатно предоставляются один раз в год по обращениям граждан удобным для них способом - по электронной почте, через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, а также почтовым отправлением по заявлению.
В Чувашской Республике из 692 тыс. застрахованных лиц, у которых формируются средства пенсионных накоплений, 32 % выбрали управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, остальные 68 % являются "молчунами".
Пенсионные права
Пенсионные права граждан будут зависеть от стажа работы и индивидуального заработка в течение всей трудовой жизни.
В рамках новой системы трудовая пенсия по старости должна замещать до 40 % утраченного заработка при нормативном страховом стаже 35 лет и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Стратегией предлагается увеличить требования по минимальному страховому (трудовому) стажу, необходимому для определения права на пенсию - на сегодня он составляет 5 лет.
Для граждан, решивших работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается установить ее в более высоком размере. В перспективе будет создан механизм по выплате пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими зарплаты.
В Чувашской Республике на 1 января из общего числа получателей трудовой пенсии по старости страховой стаж от 5 до 20 лет имеют 2 % пенсионеров (5 тыс. чел.), от 20 до 35 лет - 38 % пенсионеров (113,2 тыс. чел.) и свыше 35 лет - 60 % пенсионеров (175,3 тыс. чел.).