г. Шумерля Чувашской Республики

Дошколенок

Каша из слов

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие.

Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда.

Многих родителей волнуют вопросы: каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и,агу-ааа,алль-ле. От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма. От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу. От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.– первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р,  ш, ж], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. В чем проявляется моторная неловкость ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то, и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

И еще один очень важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходимы отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.      

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

О. Степанова, учитель-логопед д/с № 11»Колокольчик».

 

 

Давайте дружить!

Одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения является укрепление психологического здоровья детей. Именно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Нарушения в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Неслучайно в последние годы на базе дошкольных учреждений значительно расширяются сети психологических служб. 

В детском саду № 1 «Золотой ключик» воспитатели - главные действующие лица, которым приходится решать проблемы психологического характера в процессе воспитания и обучения. Как показывает практика, среди воспитанников детского сада есть дети, имеющие проблемы развития эмоциональной сферы. Они излишне беспокойные, чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности, им присуща импульсивность поведения.

С такими детьми ежедневно проводится целенаправленная работа по повышению самооценки, умению управлять собой, по снятию мышечного напряжения. С этой целью  проводятся специальные игры и упражнения: «Секрет», «Комплимент», «Найди друга», «Дружба начинается с улыбки», «Возьмемся за руки», «Я дарю тебе» и др. Подобные игры направлены на сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Участвуя в этих играх, дошкольники узнают от окружающих много приятного о себе, у них появляется возможность взглянуть на себя «глазами других детей». Для родителей проводятся консультации на следующие темы: «Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы». Комплексный подход педагогов и родителей к решению проблемы дает положительные результаты. Дошкольники стали активнее работать во время организованной образовательной деятельности, больше общаться со сверстниками. Они стали жизнерадостными, у них повысились самооценка и уверенность  в себе.

Л. Рябкина, воспитатель, С. Бакина, ст. воспитатель д/с  № 1 «Золотой ключик».

 

Все дети талантливы!

Творческие возможности человека могут проявиться в разном возрасте, в том числе и в дошкольном. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками и наклонностями для развития способностей и личностных качеств. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать личностные качества, которые стали бы движущей силой в его развитии. Ведь не секрет, что правильно выбранный профессиональный путь во многом определяет, насколько человек будет успешным в жизни.

Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни. Поэтому заложенные природой способности надо выявлять и развивать в самом раннем возрасте. В этом и состоит ключевая идея автора республиканского инициативного проекта «Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного возраста» О.Г. Волкова, педагога, профессора ЧПИ (ф) МГОУ им. В.С.Черномырдина.  В этот проект д/с № 1 «Золотой ключик» включился в октябре 2012 г. Коллектив педагогов детского сада заинтересовался работой коллег из Чебоксар, которые реализуют проект с 2009 г.

Педагоги «Золотого ключика» провели анкетирование родителей по выявлению задатков и наклонностей детей, создали анализ этих анкет, заполнили карты диагностики и развития способностей на каждого ребенка. Сегодня в нашем детском саду организовывается система непрерывного мониторинга. Создатели проекта установили 47 возможных задатков по 9 направлениям развития ребенка: интеллектуальные, естественно-научные, логико-математические, творческого мышления, двигательно-физкультурные, музыкальные, художественно-изобразительные, лидерско-коммуникационные и лингво-филологические.  Родителям и воспитателям, внимательно изучающим способности детей, важно видеть, к чему обнаруживает наклонности каждый ребенок, и в какой мере выражены его задатки, все эти сведения фиксируются в карте индивидуального развития.

Необходимо отметить, что детский сад «Золотой ключик» тесно сотрудничает с детской школой искусств, с Домом детского творчества, с физкультурно-оздоровительным комплексом «Олимп» и ДК «Восход». В процессе индивидуальных занятий с детьми педагогу и родителям станет ясно, в каком направлении развиваются задатки и наклонности наших малышей. По данным первого проведенного мониторинга, из 75 воспитанников, принимающих участие в данном проекте, выявлены задатки и наклонности у 33 воспитанников. Чаще всего в детском саду выявляются музыкальные, двигательные и художественные способности.

На дошкольном этапе развития ребенка наша задача состоит в создании условий для полноценного развития каждого ребенка. Детский сад старается создать максимально комфортные условия для пребывания своих воспитанников, чтобы каждый ребенок попробовал себя во всем. Конечно же, найдутся какие-то интересы у ребенка, где проявятся больше его наклонности, это и будет его внутренними предпосылками к развитию способностей. Сегодня нам необходимо выстроить свою работу таким образом, чтобы выявленные задатки и наклонности ребенка совместными усилиями педагогов и родителей постоянно формировались в процессе развития и обучения в детском саду, в школе, в других учебных заведениях. Сведения о своих детях мы планируем передавать в общеобразовательные учреждения, где уже учителя найдут более достойное применение способностей ребенка в дальнейшем развитии его личностных качеств.

А. ВАРЖИНА, зав.  д/с № 1 «Золотой ключик».

 



19 апреля 2013
11:46
Поделиться
;