Найдена точка соприкосновения
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт.
Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. К сожалению, это большая проблема для современного российского молодого поколения, характерными причинами которой явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи и т.п.
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, уйти от общения в виртуальном пространстве интернета и пойти в спортивную секцию, музей, музыкальную школу, в поход с одноклассниками или показать себя в игре защитником дворовой команды по футболу?
Если же мы обратимся к истории России, к своим истокам, то увидим, что идеалом всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимыдуховно здоровая семья и школа. Школа же, оставаясь светской, через культуру и религию своего народа должна осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день оно не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании особой атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения педагогики светской и православной. Один из способов предложил священник Димитрий Нестеренко - через реализацию своего проекта «Современный молодой человек и Церковь».
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают многие. Независимо от возраста и социального положения, люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности.
Образовательное учреждение может непосредственно взаимодействовать с религиозными и общественными организациями для более полной реализации задач. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики, осуществляемые по направлениям: социальная благотворительность, паломническое служение, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. Религиозные и общественные организации содействуют включению обучающихся в общественно-полезную, нравственно-ориентированную деятельность. На решение этих задач и направлена совместная деятельность храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и образовательных учреждений.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как об учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Л. Осипова, зам. главы администрации по вопросам социальной политики – начальник отдела образования.