г. Шумерля Чувашской Республики

Имеете право!

Вопрос назначения трудовых пенсий педагогическим и медицинским работ­никам не всегда является простым. Это связано в первую очередь с тем, что существенно изменилось пенсионное законодатель­ство в период с 1990 по 2002 годы.

В связи с этим многим педагогам и медицинским работникам приходится  свое право на досрочное назначение трудовой пенсии оспаривать в суде, получив отказ в назначении пенсии от пенсионного органа.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие 55 лет. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного федерального закона трудовая пенсия по старости назначается лицам, не достигшим 55 лет, если они не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в детских учреждениях.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 28 этого же закона трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

До введения в действие закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по оказанию государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с сохранением непрерывного трудового стажа работы по специальности (п.п. «а» и «б» п. 1).

Пунктом 2 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было установлено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные законом СССР от 15 июля 1970 г.

При этом ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с данным законом СССР. Однако законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (то есть времени вступления в силу закона  «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При рассмотрении дел данной категории судом требования женщин-педагогов и медиков о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком  в основном  удовлетворялись.

Так, Е. обратилась в суд с требованиями о включении в педагогический стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, так как Управление Пенсионного фонда по г. Шумерле не включило в специальный стаж часть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а именно, период после 6  октября 1992 г.

Суд пришел к выводу о необоснованности отказа Управления и вынес решение, которым удовлетворил требования Е. о включении спорного периода в педагогический стаж. Свое решение суд мотивировал следующим. Отпуск истице по уходу за ребенком был предоставлен и начался до принятия изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, а потому подлежало применению законодательство, действующее на момент принятия работодателем решения о предоставлении отпуска.

С учетом положений Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, - период такого отпуска, то есть после 6 октября 1992 г. подлежит включению в специальный стаж.

З. обжаловала в суд отказ пенсионного органа во включении в стаж для назначения пенсии на льготных основаниях времени нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком в 1998-1999 гг. Суд отказал в удовлетворении требований, поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г., т.е. в период, когда вступил в действие Закон РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», исключающий возможность  включения времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Указанные решения сторонами не обжалованы и вступили в законную силу.

Е. Ушкова, помощник судьи. 



24 мая 2013
13:44
Поделиться
;