Дошколенок
Помощь пернатым друзьям
Зима — трудное время года для наших пернатых друзей из-за холода. Перелетные птицы улетели на юг, а зимующие стайками вьются около домов людей. Они хорошо усвоили, что возле человеческого жилища можно кое-чем полакомиться. Ребята нашей группы «Подсолнушки» стали обсуждать, как позаботиться о птицах, чем помочь и как их подкормить. Зимняя подкормка птиц — довольно давняя традиция. Вот старший брат Кати Ярадаевой сделал кормушку, и ребята наполнили птичью «столовую» семечками, пшеном, а затем разместили ее на участке детского сада. Это дало возможность наблюдать за птицами и регулярно их подкармливать.
С. Плисова, воспитатель д/с № 19.
Педагогический калейдоскоп
В детском саду № 15 «Сказка» с целью распространения творческого опыта состоялся педагогический калейдоскоп. Заведующая Н.И. Илейчева провела с педагогами мозговой штурм на тему «Открытие творческих мастерских в разных возрастных группах, посвященных Году человека труда в Чувашии». Педагоги предложили организовать открытые мероприятия в группах по обмену опытом по ранней профориентации дошкольников.
Педагог-психолог Т.В. Семенова провела с педагогами коммуникативный тренинг с целью развития социально-психологической компетентности, на развитие искусства ладить с людьми. Завершился тренинг медитативной техникой «кинезиологический массаж» с целью снятия излишнего эмоционального напряжения, повышения стрессоустойчивости.
Старший воспитатель Г.С. Лушина познакомила воспитателей с презентацией, отражающей опыт работы в рамках экспериментальной деятельности республиканской площадки по апробации моделей этноэкологического развития дошкольников. Был представлен познавательно-исследовательский проект, разработанный воспитателем В.А. Паксеевой «А наступила ли зима?».
Новые формы работы с педагогами способствуют развитию творческой инициативы, повышают профессиональные компетенции.
Т. Cеменова, педагог-психолог д/с № 15.
Человеку нельзя жить без Родины!
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. И здесь необходимым направлением в работе с детьми является краеведение. Его значение очень велико: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город и, значит, стать созидателем своей малой родины.
В рамках педагогического проекта «Моя малая родина» воспитанники подготовительных групп «Светлячки» и «Теремок» детского сада № 16 «Рябинушка» знакомились с историей родного города, достопримечательностями и памятниками, обычаями и традициями. С большим интересом дети изучали элементы чувашского народного костюма, предметы быта старины, участвовали в организации уголка «Край мой шумерлинский», провели литературно-музыкальное мероприятие.
После таких мероприятий, специально организованных занятий, экскурсий у детей наблюдается положительный эмоциональный настрой. Они активно отвечают на вопросы, рассказывают о природе родного края, делятся впечатлениями от увиденного и услышанного, гордятся нашей шумерлинской землей, ее трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Н. Игнатьева, воспитатель д/с № 16.
Мы в профессию играли
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех профессий, которые видит ребенок вокруг себя. Педагоги в детском саду не только раскрывают перед дошкольниками мир профессий, но и помогают маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с профессией взрослых.
В детском саду № 18 «Аленушка» прошла тематическая неделя, приуроченная к Году человека труда. Во всех группах был организован цикл мероприятий по ознакомлению дошкольников с многообразием и спецификой профессий: интересные беседы, увлекательные путешествия, выставки рисунков и т.д. Ребята младших и средних групп познакомились с профессией людей, работающих в детском саду: сходили на пищеблок, где повара рассказали, как они готовят вкусный обед, посетили прачечную, пригласили медицинскую сестру в гости, чтобы «вылечить» заболевшую куклу. Воспитателями старших и подготовительных групп организованы целевые прогулки и экскурсии за пределы детского сада: в магазин, парикмахерскую, библиотеку, аптеку и т.д. Также большое внимание уделялось самостоятельным формам детской деятельности. Для этого создана соответствующая развивающая среда: игровой и наглядно-практический материал, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрации и т.д.
Для того чтобы дети поняли важность и значимость профессий, воспитатели разучивали с дошкольниками пальчиковые игры, физкультминутки, стихи, разгадывали загадки, читали детям произведения К. Чуковского, В. Маяковского, С. Михалкова и др.
Итогом тематической недели стала познавательная викторина «Путешествие в мир профессий», подготовленные воспитателями презентации «Все профессии нужны, все профессии важны».
Н. Уфилькина, А. Сорокина, воспитатели д/с № 18.
Любовь к природе прививаем с детства
Экологическое воспитание – это ценностное отношение к окружающему миру, устойчивая потребность в общение и взаимодействие с природным окружением. В детском саду № 1 «Золотой ключик» данная задача реализуется через использование различных методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию. Это наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, игры, элементарные опыты и моделирование.
Недавно воспитанники подготовительной группы отправились в городской парк посмотреть и сравнить, как растут голубые ели, чем они отличаются от зелёных. Дошкольники провели эксперимент и по внешним признакам нашли отличительные черты этих елей: у голубой ели хвоя слегка серповидная, цвет — бело-голубой, длина иголок — 10-12 сантиметров, а у зелёной ели хвоя блестящая, темно-зелёная, длиной 1-2 сантиметра.
А воспитанники средней группы вместе с воспитателем провели беседу о жизни птиц зимой, прослушали рассказ М. Богданова «Домашний воробей», рассматривали иллюстрации и картину о птицах, играли в подвижные игры, провели занятие по лепке.
Ежедневно дети наблюдают за зимующими птицами на прогулке, кормят пернатых кормом. А кормушки для птиц сделали родители.
Такая познавательная деятельность расширяет представления детей о лесе и его обитателях, способствует углублению и обобщению имеющихся представлений о природе. У дошкольников формируется доброжелательность, любовь к природе, желание, заботиться о ней.
Л. Рябкина, В. Смирнова, воспитатели д/с № 1.
Играя, учим взаимоотношениям
В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Мы, воспитатели, направляем свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношения детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями определенной профессии, удовлетворить интерес малышей. Поэтому мы постоянно играем с детьми в сюжетно-ролевые игры, проводим беседы о разных профессиях, ходим на экскурсии.
Но чаще всего дети сами организовывают игру, распределяют между собой роли и приготавливают атрибуты к игре. Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Ещё детям очень нравится во время игры путешествовать на автобусе, на поезде, на машине и т.д.
Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи — все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
О. Васяткина, И. Булыгина, воспитатели д/с № 14.
Обойдемся без стресса!
Поступление в дошкольное образовательное учреждение — важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляете ребенка в детском саду на час-два, потом до обеда или до тихого часа, затем на целый день. Начав посещать детсад, ребёнок должен уяснить, что ходить в дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. К этому малыш привыкает в течение 1-2 месяцев.
Во время периода адаптации не следует наказывать малыша за его капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите. Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться выполнять домашние дела. Побудьте с ребёнком вдвоем, поиграйте или почитайте вместе.
Каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторые малыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себя чувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другие малыши находятся в подавленном состоянии, при этом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и в домашних условиях.
Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степени тяжести адаптации ребенка к садику. При установлении степени тяжести адаптации рассматривают сон, аппетит и эмоции малыша.
Период адаптации можно считать законченным в том случае, когда у ребёнка нормализовался аппетит; малыш быстро засыпает и вовремя просыпается, играет.
Воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочь ребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчить адаптационный период.
Л. Калганова, воспитатель д/с № 4.
Творческие проекты педагогов – в призерах
Центром военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики подведены итоги республиканского этапа XII Всероссийской акции «Спорт — альтернатива пагубным привычкам». Из 20 районов и городов республики было представлено 343 работы.
Проект «В гостях у Витаминки» творческой группы педагогов детского сада № 15 «Сказка» занял 2-ое призовое место в номинации «Здоровьесберегающие технологии». Также 2-ое место в номинации «Ведущие за собой» присуждено работе «Я здоровье берегу — сам себе я помогу!» воспитателя В.А. Паксеевой.
Н. Илейчева, Г. Лушина, д/с № 15.
Зимние прогулки
Зимние прогулки отлично закаляют детский организм. Они способствуют повышению выносливости организма и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Такие прогулки могут доставить не меньше радости и удовольствия, чем летние, главное — подойти к этому вопросу с фантазией и креативностью.
Зимних забав и развлечений — хоть отбавляй! Коньки, санки, лыжи и просто катание с горки замечательны сами по себе. Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).
Наши воспитанники любят красавицу-зиму, зимние игры и забавы!
В. Сергеева, воспитатель д/с № 16.