г. Шумерля Чувашской Республики

Будьте наставником ребенку-сироте!

Каждому ребенку жизненно необходимо чувствовать себя значимым для кого-то, любимым, нужным, чтобы хотеть и желать полноценно развиваться, расти и жить. У детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, возникают серьезные расстройства привязанности. Подростки, конечно, физически без привязанности выживают. Но психологическое состояние их при этом отнюдь не способствует развитию и способности строить жизнь самостоятельно. Отсутствие значимой привязанности проявляется в поверхностности отношений с людьми, отвержением проявлений любви и заботы, общим недоверием, вспыльчивостью, враждебностью, подверженностью различного рода негативным влияниям и зависимостям.

В интернатных учреждениях на сегодняшний день есть все необходимое для разностороннего развития ребенка. И после выпуска подростки не остаются одни, для адаптации их в социальной среде работает служба постинтернатного сопровождения (социальные педагоги, психологи). Но организация для детей-сирот не в состоянии компенсировать отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка, который был бы «своим», а не общим. К этому еще добавляется восприятие детьми специалистов учреждений как людей, делающих свое дело в рамках своих рабочих обязанностей, а не из искреннего интереса к жизни ребенка.

Для восполнения этого пробела существует активно развивающаяся на сегодняшний день технология наставничества. Наставник, ориентир для ребенка-сироты — персонально значимый взрослый, который сможет дать регулярное личное внимание, проявит искренний интерес к жизни и судьбе ребенка, человек, с которым можно строить доверительные отношения, который будет сопровождать в течение определенного периода жизни.

Наставничество в контексте работы с детьми-сиротами – это волонтерская работа. Специфика работы в данной сфере заключается в эмоциональной включенности и в степени ответственности волонтера. Данный вид волонтерства нельзя назвать легким: даже временные затраты достаточно высоки – ребенка нужно посещать минимум раз в неделю, об эмоциональных ресурсах и говорить не приходится.

Наставниками можно назвать и ответственных родителей, строящих доверительные отношения с детьми, организующих совместную деятельность, в ходе которой происходит развитие и становление личности ребенка, и опытных руководителей или сотрудников различных учреждений, которые поддерживают новичка в период его адаптации к новой профессии, и спортивных тренеров, и театральных режиссеров, и наставников на рабочих местах. Самое важное, без чего не может быть наставничества, – это доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Наставник не дает оценку, не судит, но оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Наставник не «заместитель родителя» — ни в коем случае, это невозможно, и такой цели не стоит. Но – старший, способный помочь, поддержать, способный принять ребенка таким, какой он есть. Видеть его немного иначе, чем воспитатели и другие сотрудники. Для ребенка важно, что кто-то общается с ним не потому, что это его работа, а потому, что этот ребенок кому-то важен и интересен.

Почему наставник? Можно было бы назваться братом или сестрой, или другом. Но брат или сестра предполагают родственность отношений, а разве можно признать нормой то, что брат живет в детском доме? Друг предполагает равноправные отношения, а здесь все-таки нужен не равный, но старший. Ровесников в детском доме и так достаточно. Есть дефицит личных взрослых.

Цель программы наставничества – социализация ребенка. Что это значит? То, что ребенок будет готов к жизни в обществе, сможет жить самостоятельно, создать семью, его дети не окажутся в казенном учреждении. Согласно статистике, 90 % выпускников детских домов не доживают до 40 лет, дети бывших воспитанников также попадают в учреждения. То есть успешно социализируются в обществе лишь 10 % выпускников. Задача наставника — адаптировать подшефного ребенка к жизни в социуме. Если говорить конкретнее, необходимо ребенка научить общаться, выходить из конфликтных ситуаций социально приемлемым способом, снизить уровень агрессии, повысить самооценку (доказано, что у ребенка-сироты самооценка занижена всегда, поскольку травма отвержения может определять личность на протяжении всей жизни), научить делать выбор, самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность за него.

Надо помнить, что выстраивание доверительных отношений – одна из задач наставничества, но отнюдь не самоцель. Когда отношения выстроились, нужно понимать, что путь только начинается, что теперь вы можете действительно чему-то научить ребенка, можно быть надежным тылом, но не стоит брать на себя роль костылей – ребенок, у которого есть в жизни значимый взрослый, готов учиться и развиваться, многое может делать самостоятельно.

Мы приглашаем всех желающих стать наставниками детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаем помощь педагога-психолога и социального педагога для подготовки к наставничеству и к дальнейшему совместному сопровождению детей.

Т. Арюхина, Т. Логушева, педагоги Шумерлинского центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
16 декабря 2016
09:34
Поделиться
;