г. Шумерля Чувашской Республики

Эта война стала судьбой целого поколения

Афганистан – это слово в нашем представлении прочно и неразрывно связано с войной. Действительно, страна уже десятилетия без перерыва охвачена боевыми действиями, начало которым положил отнюдь не ввод советских войск в декабре 1979 года, обернувшийся затем наиболее масштабным военным конфликтом с участием советских солдат после Великой Отечественной войны.

Что мы знали тогда об этой стране? Да почти ничего. Ну, промелькнуло как-то в газетах сообщение о том, что в Афганистане произошла какая-то революция. Еще вспомнилось, что летом там жарко, а зимой холодно, и что там живут кочевники.

Уже при обретении независимости Афганистаном в 1919 году Советская Россия первой признала его суверенитет. В послевоенные годы правивший король Захир-Шах и сменивший его Дауд-Хан с уважением относились к СССР, видя в нем союзника. В стране работали советские специалисты, шло совместное строительство предприятий и дорог, велся оживленный обмен товарами, благо, изделия советской промышленности – от галош и одеял до грузовиков – высоко ценились в небогатой соседней стране. В афганской армии все, начиная с полевых кухонь и кончая ракетами, было советского происхождения, в СССР училось большинство офицеров, а в каждой части находились советские военные советники и специалисты, помогавшие осваивать технику и организовывать службу.
В 1978 году афганский народ совершил Великую Апрельскую революцию, организаторы которой провозгласили «скачок в социализм». Партия, называвшая себя народно-демократической (НДПА), принялась за дело с большевистской решимостью, уничтожая «реакционное духовенство, купцов и феодалов» и выкорчевывая в исламской стране вековые традиции и культуру под видом демократических реформ. Начались массовые волнения с сопротивлением оппозиции и племен, ослабленных чистками и воцарившимся разбродом. Ответом стали новые репрессии. Весной и летом 1979 года мятежи шли уже повсюду, и надежды на стабилизацию положения силами самого Кабула не оставалось. Правители Афганистана для поддержки революции обратились за помощью к СССР.

В 12.00 час. 25 декабря 1979 года в войска поступило распоряжение, подписанное министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым, о том, чтобы переход и перелет государственной границы Демократической Республики Афганистан войсками 40-й армии и авиации ВВС начать в 15.00 час. 25 декабря. Первыми переправились разведчики 56-й десантно-штурмовой бригады под командованием капитана Л.В. Хабарова, которым предстояло занять стратегически важный перевал Саланг, а затем по понтонному мосту пошли части 108-й мотострелковой дивизии.

Одновременно самолетами военно-транспортной авиации началась переброска по воздуху и высадка основных сил 103-й воздушно-десантной дивизии и остатков 345-го отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма. К сожалению, не обошлось без жертв: в 19.33 час. 25 декабря при заходе на посадку в Кабуле врезался в гору и взорвался «ИЛ-76», на борту которого находились 37 десантников. Все они и семь членов экипажа самолета погибли.

В 11.45 час. 27 декабря 56-ая ДМБ двинулась по заданному ей маршруту на перевал Саланг. При подходе к трехкилометровому тоннелю на высоте 3750 м хвост колонны был атакован афганской танковой колонной, которая перешла на сторону душманов. Погибло много советских солдат, не успевших понять, что же произошло, сгорели две БМД, ремонтная машина. Так появились первые потери еще не начавшейся войны. 56-ая ДМБ простояла на Саланге до 23 февраля 1980 года и только затем сменила место дислокации, спустившись с гор в Кундуз.

В ночь на 28 декабря в Афганистан вошла еще одна мотострелковая дивизия, ранее развернутая в Кумке. Она направилась в Герат и Шинданд. Один полк этой дивизии разместился на «Кандагаре». 27 декабря подразделения 103-й дивизии ВДВ согласно плану вышли к важным административным и социальным объектам в Кабуле и усилили их охрану, части 108-й мотострелковой дивизии сосредоточились северо-восточнее Кабула. Вечером 27 декабря началась операция «Шторм-333» по захвату правительственного дворца Тадж-Бек и свержение аминовского режима силами спецподразделений КГБ СССР «Зенит» и «Гром», а также 154-го мусульманского батальона и 9-й роты 345 ОПДП. В ту ночь произошел не просто очередной государственный переворот в Кабуле, а было положено начало резкой активизации гражданской войны в Афганистане, была открыта трагическая страница как в афганской истории, так и в истории Советского Союза. В этой войне погибли и ребята, призывавшиеся Шумерлинским военкоматом: Иван Кириллов, Григорий Антонов, Владимир Маскин, Анатолий Максимов, без вести пропал Евгений Сергеев.

Солдат может умереть дважды: на поле боя, когда его догонит пуля, и второй раз — в памяти народной. А это еще страшнее. Хранить память о своих земляках, проявивших мужество и доблесть в горячих точках, – долг каждого из нас. В Шумерле, в сквере Победы, открыт мемориал, посвященный нашим землякам, погибшим в локальных конфликтах последних десятилетий. Инициаторами его открытия были председатель Шумерлинской организации ветеранов войны в Афганистане А.Ф. Горбунов, М.П. Ширкаев, В.А. Мидуков, В.А. Дмитриев, Н.Г. Смирнов и многие другие «афганцы».

Мы помним своих героев – значит, живы наши героические традиции, и нам есть на кого равняться в воспитании молодого поколения, которое не всегда осознает, что герои, чьи имена на том памятнике, были простыми мальчишками, обычными учениками, но — решительными и стойкими. Такими и надо быть. И если понадобится, встать на защиту родного дома, своей Отчизны!

Н. Бутузов, председатель Совета ветеранов ВДВ г. Шумерли.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
23 декабря 2016
11:34
Поделиться
;