г. Шумерля Чувашской Республики

Как и кто будет учить школьников семейной этике?

В Послании Главы Чувашии, прозвучавшем 20 января, перед органами власти республики и общественными организациями был поставлен ряд задач. Одно из таких поручений адресовано Минобразования Чувашии: «…совместно с экспертами с использованием лучших практик разработать программу по основам семейной этики для введения во всех школах республики».

Уже сейчас эта инициатива нашла как сторонников, так и вызывает критику среди жителей республики. Но негатив чаще высказывается не по самой сути идеи, а по форме реализации – родителей школьников больше беспокоит, не увеличится ли и без того большая нагрузка в школе как на детей, так и на учителей? 

А как видят это сами педагоги, общественники? Своим мнением с читателями делится председатель Совета женщин Шумерли, педагог с большим стажем, кандидат педагогических наук, директор ЦДТ Елена Голованова.

Корр.: Елена Николаевна, Вы – представитель поколения, которому хорошо знакомо словосочетание «этика и психология семейной жизни». Оно закрепилось в школьной программе в перестроечные 80-е годы?

— Действительно, введение в школьную программу учебного предмета «Этика и психология семейной жизни» происходило в начале 80-х годов. Причины, повлиявшие тогда на введение нового предмета в школьную программу, были те же, что и сейчас. Как отмечалось в социологических справках того времени, в стране в конце 80-х — начале 90-х годов каждый третий брак распадался, увеличивался процент неполных семей, катастрофически упала рождаемость, более 50 % семей были однодетными, каждая вторая беременность завершалась абортом, а среди рожениц и женщин, делавших аборты, было немало тех, кому не исполнилось еще 16 лет, регистрировалась высокая детская смертность. Подчеркивалось, что «такое положение создалось в значительной степени из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них — неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни».

Корр.: Можно сказать, что сегодня проблема возникла из-за открытости любого рода информации и вседозволенности, а тогда, наоборот, из-за слишком строгого контроля за морально-нравственным обликом подрастающего поколения?

— Наверное, так. Из анкетного опроса, проводимого в те годы, известно, что старшеклассникам необходима была информация по широкому кругу вопросов о семье и браке, о половых отношениях, нужны были навыки общения в среде сверстников, рекомендации по адаптации молодых в семье. Для решения этой задачи с 1 января 1985 года было введено изучение в старших классах средней общеобразовательной школы обязательного учебного курса «Этика и психология семейной жизни», основная цель которого была — вооружить юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, сформировать у них идеал социалистической семьи, потребность в ее создании, готовность к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Именно тогда впервые заговорили об «особости» учителя курса «Этики и психологии семейной жизни», тем самым подчеркивая и «особость» самой дисциплины.

Некоторые страницы методических изданий того периода сейчас читаются с улыбкой. Например, «Социально-психологический портрет учителя». Но сама попытка создания модели поведения учителя отдельной учебной дисциплины, наверное, самой человечной, «душевной», в тот период времени — большая заслуга разработчиков курса. Однако с распадом СССР стала распадаться и система образования. После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 году преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не включили в учебные планы, хотя он не был отменен. И вот новый виток в программах!

Корр.: В Европе детей знакомят с основами сексуальной жизни человека чуть ли не с детсада, и все это в рамках государственной политики. Понятно, что и наши сегодняшние подростки намного «продвинутее» своих сверстников из Союза. Где она, та возрастная граница, когда уже не рано и еще не поздно дать детям необходимые знания и правильные ориентиры брачно-семейных отношений?

— Работая в системе образования более четверти века, понимаю, что преждевременно и некорректно преподнесенная информация по этике и психологии семейной жизни может принять неправильную форму и причинить существенный вред физическому, нравственному и психическому здоровью детей, сделать их более уязвимыми для посягательств на их половую неприкосновенность. А ситуация в этой сфере в настоящее время остается крайне тревожной! Понятно, что должен быть максимально здравый подход. Считаю, что школьная программа — один из наиболее консервативных разделов в системе образования любого общества, поскольку она закладывает базовые представления детей о мире и обществе, в котором они живут, и служит основой для дальнейших этапов обучения. Любые изменения в этой сфере, по идее, должны вводиться постепенно, при самой широкой информационной поддержке и с оглядкой на практические результаты.

Корр.: Уже звучат недовольные голоса родителей, мол, детей совсем замучили в школе, нагрузка итак слишком велика, чтобы вводить новые предметы…

— Наше образование постоянно претерпевает реформы разного масштаба: от введения школьной формы до утверждения нового федерального закона. На этом фоне со всех сторон — от Госдумы до филармонического оркестра — раздаются предложения ввести в школьную программу тот или иной новый предмет.

На сегодняшний день в связи с введением ФГОС в старшей школе осталось 6 обязательных предметов: русский язык, объединенный с литературой; иностранный язык; математика вместе с геометрией; история или «Россия в мире»; физкультура и ОБЖ. В дополнение к ним каждый ученик должен выбрать себе еще 3 или 4 предмета, среди которых, помимо привычных физики, иностранного языка и прочего, предлагаются еще основы права и экономики. При этом максимальная нагрузка для учащихся 10-х и 11-х классов не должна превышать 37 часов в неделю, а в день не должно быть больше 7 уроков. У младших классов, естественно, нагрузка меньше. Поэтому стоит ли вводить отдельный курс в школе? Тем более разделы этого курса так или иначе уже присутствуют во многих учебных предметах школьной программы. Может, лучшим вариантом будет интеграция предметов школьной программы — истории, биологии, технологии — с элементами внеклассной работы?

Однозначно, это должна быть блочно-модульная программа, над которой необходимо работать не только школе, но и всему обществу. И начинать учебные модули «Этики и психологии семейной жизни» надо уже в дошкольных учреждениях — прививать малышам понятные им ценности: любовь и уважение к родителям, заботу о младших детях в семье и тому подобное. И обязательно не забывать про родительский всеобуч! Ведь именно с родителей дети копируют и переносят во взрослую жизнь модель поведения в семье и отношение к браку.

Корр.: То есть в любом случае дополнительную нагрузку будут нести педагоги…

— Думаю, что школам очень важно будет определиться с тем, кто и как будет преподавать этот предмет, где взять и как подготовить этих преподавателей? Ведь эти учителя сами должны быть носителем высокой нравственности и стать для школьников достойным образцом семейной жизни. Только при таком подходе эта программа будет жить не период до следующего Послания или закона, а станет одним из элементов воспитательной системы школы.

Но и общественные организации не должны остаться в стороне. Женсовет и Совет отцов города заверяют, что готовы к сотрудничеству. Мы уже наработали опыт в деле укрепления семейных ценностей, ответственного родительства среди шумерлинцев и готовы им делиться. Не случайно по итогам 2013 и 2015 годов Совет женщин Шумерли становился победителем в республиканском конкурсе «Лучший женсовет» в номинации «За укрепление семейных ценностей». Высокую оценку работе общественных организаций дал и Глава Чувашии Михаил Игнатьев во время недавнего оглашения Послания: «Значим вклад Чувашского республиканского совета женщин и Совета отцов Чувашской Республики в достижение… показателей. Признателен вам за общественно значимую и ответственную работу».

Записала Н. Игнатьева.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
27 января 2017
16:36
Поделиться
;